Украина. Киев. 25 июля. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк после выступления на заседании Верховной рады Украины. Фото: ИТАР-ТАСС / Максим Никитин
События последних дней в украинском парламенте сорвались с привязи и понеслись бешеным галопом. Развал парламентской коалиции и заявление премьер-министра Арсения Яценюка об отставке сразу же затмили роспуск фракции Компартии, вызвавший так много эмоций позавчера. Тут уже эмоции зашкаливали у всех: пол-Украины изображало белок-истеричек с криками: «Как? Вы что?! В стране война! Как же мы без парламента и правительства?» Популярный телеведущий Данило Яневский и вовсе призвал собирать Майдан и возвращать премьера, да еще и с расширенными полномочиями. Часто это те же самые белки, которые до этого волновались: «Нужно перезагрузить власть! Что регионалы делают в парламенте? Эта Рада сливает нужные законы! Немедленно нужна новая Рада!» Однако после случившегося внезапного распада коалиции с демонстративным уходом премьера многие действительно обрадовались возможности пересобрать парламент. Не ведясь на белок, посмотрим, какие процессы стоят за всем этим действом. Разовьем тему.
Петр Порошенко хочет распустить Верховную раду. Это не новость: он это пообещал сразу же после известия о том, что он побеждает в первом туре выборов. Собственно, этого же требовал Майдан. И этого требует ситуация. Нынешний парламент – не просто сборище жуликов, а сборище глубоко дискредитировавших себя жуликов. Он голосовал за диктаторские законы от 16 января со всеми нарушениями регламента, он же легитимизировал такие аферы семьи Януковича, от которых страна еще долго будет оправляться, он представляет собой живое и многоликое воплощение того политического жлобства, против которого украинцы выступали на Майдане. Что еще хуже, этот парламент саботирует ряд нужных для страны законопроектов. Президент в свою очередь тоже не может положиться на этот состав, где список верных ему штыков весьма узок, да и то скорее наемники, чем свои. Народу нужна новая Рада, а президенту – послушная.
Как можно распустить парламент, если вы – президент Украины и вам лояльна третья по размеру фракция в нем? Вообще-то с парламентско-президентской Конституцией образца 2004 года это сделать сложно, но ситуативно возможно. Для этого нужно, чтобы распалась парламентская коалиция. То есть чтобы ее покинула некая фракция и в ней стало меньше 226 депутатов (полпарламента плюс контрольное место). Если за месяц не соберется новая коалиция, то президент получит право распустить Раду и назначить новые выборы.
Именно это и было провернуто. С выходом из коалиции условно лояльной Петру Порошенко фракции УДАР, за которым спешно последовала «Свобода», коалиция перестала существовать: в ней осталась лишь фракция «Батькивщина». Собрать новую коалицию нереально: для этого надо объединяться с фракцией Партии регионов, а к такому альянсу, с точки зрения избирателей «Батькивщины», из всех русских слов подходят только запрещенные. Следовательно, 26 августа Петр Порошенко, констатировав отсутствие коалиции, сможет назначить внеочередные парламентские выборы. И провести их 26 октября.
Вроде бы всем хорошо: этого добивался и президент, и народ. Но тут взбунтовался премьер.
Арсений Яценюк выступил с обличительной речью, красиво, но абстрактно наехав на людей, мешающих проводить необходимые реформы. И заявил: раз коалиция, назначившая премьера, распалась, то и премьер должен уйти в отставку. Вот он и уходит. Политическая ответственность – на оставшихся. То есть на президенте и на тех, кто, собственно, коалицию и развалил.
Демарш внушительный – все сразу отметили, что Яценюк очень подрос как публичный оратор (еще полгода тому назад на него на Майдане сложно было смотреть без слез и валерьянки). Но немножечко неискренний.
Главная проблема Яценюка не в том, что распался союз нерушимый партийных проектов. Вопреки популярному мнению в украинском законодательстве попросту нет нормы, обязывающей правительство уходить в отставку в связи с кончиной создавшей его парламентской коалиции. Во многих парламентских республиках есть, но на Украине – нет, ни в Конституции, ни в законе о кабмине. Так что тут Яценюк просто нашел удачную возможность съехать, сохранив лицо. Главная его проблема и главный повод желать пройтись по парламенту с чем-нибудь тяжелым в руках – это провал парламентом в тот же день нескольких правительственных инициатив. Основная среди них – секвестр бюджета и продажа 49% украинской ГТС европейским инвесторам (совмещение одновременного получения так нужного кэша с бомбой под «Южный поток»).
Правительству эти законопроекты нужны как воздух. Стране, признаться, тоже. Про ГТС я уже сказал выше, а пересмотр бюджета и сопутствующие инициативы предусматривают:
а) отмену налоговых льгот для длинного ряда крупных бизнесов. Проще говоря, удар по карману очень многих олигархов. Что обижает парламент, состоящий из олигархических квот;
б) сильное урезание социальных расходов. Как раз перед парламентскими выборами. По понятным причинам парламентское большинство опасается брать на себя ответственность.
Проблема в том, что если все это не сделать сейчас, то в бюджете страны могут просто закончиться деньги в разгар войны. Причем на все: и на войну, и на отопление, и на зарплаты бюджетникам. И сбудется мечта Владимира Путина, о которой аналитики говорят еще с весны, – социальные бунты, грозящие смести действующее правительство Украины. Если не саму Украину, причем изнутри – учитывая сложившуюся ситуацию.
Это ведь далеко не первые инициативы правительства, саботируемые парламентом как на уровне голосований, так и на уровне комитетов. По настойчивым слухам, первое заявление Арсения Яценюка об уходе лежало в сейфе спикера Александра Турчинова уже месяц.
Заявив об уходе, премьер выстроил вилку: либо вы поддерживаете мои проекты, либо вся ответственность за все, что произойдет далее, – на вас. В публичной сфере его демарш выглядел прекрасно: он и горд, и обижен, и за народ.
В непубличной к нему отнеслись скептичнее. Потому что, во-первых, знали, что распад коалиции – оправдание, но не причина. Во-вторых, ведали, что в правительстве Украины вход гривна, выход две, – и отставку премьера должен еще утвердить парламент. А он, кстати, может и эту правительственную инициативу взять да провалить. В-третьих, не оценили ход «группы поддержки» Яценюка в лице министра внутренних дел Арсена Авакова, с ходу заявившего, что врио премьера стал вице-премьер Владимир Гройсман. Не мог он им стать: Яценюк еще не в отставке. В-четвертых, даже если Яценюк в отставку и сбежит, его кабмин будет исполнять собственные обязанности аж до назначения нового новой парламентской коалицией. То есть как минимум до ноября.
По сути, демарш Яценюка – торговый ультиматум. И, судя по реакции как представителей партии УДАР, так и президента Петра Порошенко, на него хоть и рассердились, но готовы говорить. В общих интересах – замять конфликт, спасти страну и избежать социальных бунтов. А вот кому из олигархов для этого придется больше поделиться, как будут сбрасывать социальное напряжение и как разбираться с парламентом, это уже вопросы баланса интересов.
Таким образом, возможно, следует ожидать возвращения вышеописанных законопроектов на повестку дня. Равно как и перевыборов парламента уже этой осенью.
Другое дело, что, учитывая представленные в политическом спектре силы и их рейтинги, полного избавления от традиционных украинских парламентских болячек (дилетантизм, олигархические квоты, популизм) ожидать не приходится. Но это уже другая история.