Последствия артобстрела по городским кварталам Донецка. Фото: EPA / Evert-Jan Daniels
Похоже, что военные действия на востоке Украины близятся к своему завершению. Повстанцы покидают город за городом, и в Донбассе восстанавливается украинская власть. Однако под обстрелами продолжают гибнуть мирные жители, а находящийся под контролем боевиков Луганск стоит на пороге гуманитарной катастрофы. Не радует украинцев и дополнительная мобилизация. От войны устали все, но закончить ее нужно как можно скорее.
«Сегодня освобождено более 60 городов и сел в Донецкой и Луганской областях. То, что мы наступаем, – это однозначно, и мы будем постоянно это делать. Никаких остановок у нас не будет», – заявил в понедельник министр обороны Украины Валерий Гелетей. И действительно, за минувшую неделю ополченцы оставили десять населенных пунктов Донбасса. В Донецкой области это Дзержинск, Соледар, Нетайлово, Карловка, Иловайск и Авдеевка, а в Луганской – Лисичанск, Северодонецк, Попасное, Рубежное и Лутугино.
Силовики теперь работают гораздо тщательнее. Например, после освобождения Рубежного военные провели паспортный контроль среди местных мужчин и прочесали спальные районы в поисках укрывшихся повстанцев. Аналогичные мероприятия проходят и в других городах. По некоторым данным, уже отмечены случаи просачивания боевиков в тыл украинской армии.
Чистят не только города, но и госаппарат. Так, на прошлой неделе был задержан зампрокурора из Макеевки, который активно сотрудничал с повстанцами, передавая им секретную информацию. За аналогичные преступления был арестован офицер из штаба украинской армии. А в воскресенье бойцы батальона «Шахтерск» задержали мэра Стаханова – тоже за сотрудничество с боевиками. Достается и политикам. После освобождения Лисичанска представители батальона «Донбасс» посетили офис местной ячейки украинской Компартии. Переход коммунистов на сторону повстанцев в МВД оценили в 308 уголовных дел, а их фракция в парламенте была распущена.
Главными точками сопротивления остаются Луганск, Донецк, Ровеньки и Первомайск. Также повстанцы пытаются удержать свои позиции в Снежном, Шахтерске и Торезе и вернуть отбитую у них Саур-Могилу. Сложным остается положение в Горловке. Военные заблокировали город, но штурмовать его пока не собираются. В результате боевых действий уже погибло 27 человек – об этом сообщают в Горловском горсовете.
Несмотря на продвижение украинской армии, украинцы устали от войны и очередную мобилизацию встретили без энтузиазма. Особенно это касается западных и центральных регионов страны, хотя на этот раз повестки стали приходить и в Луганской области.
Последствия артобстрела по городским кварталам Донецка. Фото: ИТАР-ТАСС / Зураб Джавахадзе
Не легче и жителям Донбасса. «Долбежка и перестрелки идут весь день плюс непонятно, куда же отходить – тут армия не пускает, там боевики. Еще несколько дней, и от города останутся одни руины», – рассказывает о ситуации в Первомайске украинец, у которого в городе осталась родня. «По штабу Безлера не попали. Удар с воздуха пришелся по зданию, где расположена администрация Донбассэнерго (штаб за ним) – начался пожар», – сообщают из Горловки. Плохо и в поселке Металлист, оказавшемся на линии огня. Его жители остались без продуктов и электричества и вынуждены прятаться в подвалах.
Но самым тяжелым остается положение в Луганске. Город постоянно обстреливают, в домах нет электричества, практически отсутствует мобильная связь. Горводоканал уже не в состоянии дезинфицировать воду, но даже такое водоснабжение постоянно прерывается. Добывать продукты питания и медикаменты тоже непросто, тем более что делать это приходится, рискуя попасть под обстрел.
Покинуть Луганск очень трудно. Напомним, 21 июля правительство ЛНР запретило передвижение частных автомобилей по городу, а теперь прекратили работу железнодорожный и автовокзалы. Вывезти из города могут за большие деньги отчаянные частные перевозчики, но их автобусы иногда попадают под обстрелы. Со вторника начал работать гуманитарный коридор, созданный силами украинской армии. Вчера по нему покинули Луганск 267 местных жителей.
Последствия артобстрела в Луганске. Фото: ИТАР-ТАСС / Валерий Матыцин
А вот в Куйбышевском районе Донецка уже идут бои. Ранее, в ночь с прошлой пятницы на субботу, от артобстрела пострадали три района города, а в выходные под обстрел попал еще один район. Удары по городу наносят и ополченцы, и украинские военные. Насколько они эффективны – вопрос открытый. «Обещаниями наших властей не бомбить Донецк можно подтереть задницу. Как житель Донецка это говорю. Из окон моего офиса видны четыре столба дыма. Сообщения очевидцев говорят о больших потерях среди мирных жителей», – написал в прошлый понедельник донецкий общественник Энрике Менендес на своей странице в Фейсбуке. Впрочем, Донецк пока держится: в городе даже работают два кинотеатра и нет серьезных перебоев с продуктами.
Что касается человеческих жертв, оперативно подсчитывать их не успевают – сведения о погибших приходят постоянно. В понедельник был опубликован очередной обобщающий доклад ООН о ситуации на Украине. Там сообщается о 1129 погибших и 3442 раненых в зоне боевых действий с середины апреля по 26 июля. Материальный ущерб от военных действий в Донбассе также с трудом поддается подсчету. В правительстве говорят о 2 млрд гривен, что по сегодняшнему курсу равняется $160 млн.
В других регионах Украины тоже начинаются тревожные события. В ночь с воскресенья на понедельник в Бердянске (Запорожская область) неизвестные обстреляли здание СБУ. По данным силовиков, использовались снаряды для реактивного противотанкового гранатомета. Накануне из аналогичного оружия был обстрелян дом мэра Львова Андрея Садового. Кто стоит за этими инцидентами, пока неясно, но нельзя исключать, что это новая форма борьбы повстанцев против «киевской хунты». Тем более что один из их лидеров, Павел Губарев, открыто призывает к городской партизанщине и написал соответствующую методичку. О готовящихся терактах заговорили и в Народном фронте Новороссии. «Под угрозой метрополитены Киева, Харькова и Днепропетровска, вокзалы областных центров, аэропорты и стадионы», – заявляют в организации.
Несмотря на успешное продвижение украинской армии и то, что поражение повстанцев сейчас уже выглядит неизбежным, война на востоке Украины далека от завершения. Зажатые в угол, ополченцы продолжают сопротивляться, используя контролируемые города в качестве живого щита. В таких условиях любая стратегия силовиков неизбежно приводит к жертвам среди мирного населения. Но заканчивать войну надо: еще немного, и во многих городах Донбасса начнется гуманитарная катастрофа.