Комитет гражданских инициатив (КГИ) выпустил второй доклад по наблюдениям за предвыборной кампанией и выборами, которые состоятся в России 14 сентября 2014 года. В этом выпуске говорится об особенностях выдвижения кандидатов на выборах разных уровней. Как изменилась активность политических партий по сравнению с предыдущим единым днем голосования и как повлияли на процесс выдвижения изменения избирательного законодательства этого года?
Напомним, Дума ужесточила требования для партий, участвующих в выборах, повысив в шесть раз число требуемых для регистрации подписей для одномандатников, и вернула сбор подписей при регистрации большинства партийных списков.
О рекурсивном характере проблемы регистрации говорилось в первом докладе: «Ужесточение условий регистрации кандидатов в сочетании с резким уменьшением числа партий, пользующихся льготами, означает создание для многих оппозиционных партий ситуации замкнутого круга: чтобы участвовать в выборах, нужно иметь льготы при регистрации, но чтобы иметь льготы, нужно до этого успешно участвовать в выборах».
В Москве, пришли к выводу аналитики КГИ, регистрационные требования оказались непреодолимы для кандидатов, представляющих реальную оппозицию городской власти, в том числе и для тех, кто широко известен и проводил заметную кампанию по сбору подписей. Итоги регистрации в Москве, таким образом, наглядно доказывают запретительный характер регистрации через требование сбора подписей 3% избирателей.
Из-за думских поправок многие новые партии или почти полностью прекратили выдвижение кандидатов, или его минимизировали. Лишь половина (34 из 69) партий, которые могут участвовать в выборах, выдвинули хотя бы один список в региональные парламенты и горсоветы региональных центров. «Запретительные новации этого года привели к фактическому развалу партийной системы и вновь порождают стремление использовать «системные» партии исключительно с целью получения льгот при выдвижении без реальной идеологической с ними увязки, вымывание из выборов идеологически мотивированных кандидатов и замену их исключительно неформальными "бизнес-списками"», – говорится в докладе КГИ.
Для чего тогда используются новые партии? Они оказываются востребованными на выборах губернаторов, в которых в большинстве случаев не допускается самовыдвижение, в то время как системные (представленные в Государственной думе) предпочитают договариваться с властью и не выдвигать тех, кто имеет действительно серьезные шансы. В таких условиях те новые партии, которые в меньшей степени зависимы от власти, оказываются единственным способом выдвижения для многих кандидатов в главы региона, не устраивающих региональные власти. За всеми многочисленными новыми не уследишь, отмечают в докладе.
Как ведут себя партии на выборах
Поправки в избирательное законодательство дали преимущественные льготы «старым системным» партиям, несколько улучшив ситуацию для них и снизив возможности участия в выборах спойлеров (партий и кандидатов, имеющих основной целью отнимать часть голосов оппонентов). То есть после существенного ослабления системных партий в 2012–2013 годах их вновь защитили, однако полного отказа от спойлерских технологий не произошло.
В «Единой России» продолжает быть заметным стремление прятать своих кандидатов под маской независимых. Но большинство провластных кандидатов все равно баллотируются от «Единой России», что авторы доклада связывают с чрезмерностью правил регистрации даже для многих официальных кандидатов, если они выдвигаются способом, не предоставляющим льготы при регистрации. В этом году дистанцирование от бренда выдвинувшей кандидата партии при наличии такого желания происходит за счет специфики агитации: косвенная агитация и маскировочные технологии.
Из КПРФ уходят потенциальные кандидаты в новые партийные проекты. У партии продолжаются проблемы, связанные с активностью спойлеров, которые пытаются отнять часть голосов на сходстве с названием партии. Также заметно, что партия сочетает в разных регионах то сотрудничество с властью, то жесткую борьбу с ней.
«Справедливая Россия» продолжает находиться в сложном положении и активно терять кадры, на которые опиралась раньше. Также продолжается потеря статуса «партии второго выбора», благодаря которой она получала существенную поддержку избирателей: протестно настроенных, но не являющихся твердыми сторонниками какой-либо конкретной партии.
ЛДПР все еще активна на выборах, но лишь немногие ее мажоритарные кандидаты имеют шансы на успех, считают в КГИ. В большинстве случаев списки в региональные парламенты возглавляет все тот же лидер партии, Владимир Жириновский. И, как правило, за редким исключением списки партии в регионах выступают как партнеры региональной администрации.
Активность «Гражданской платформы» резко снизилась по сравнению с выборами 2013 года, также как и активность РПР-ПАРНАС. В то время как «Родина», наоборот, продолжает расширять географию своего участия в региональных и местных выборах. «Яблоко» смогло выдвинуть значительное число кандидатов и списков благодаря полученной общероссийской льготе при регистрации. Партия «Патриоты России» продолжает активно участвовать в выборах, но это участие скорее носит технический характер. «Альянс зеленых и социал-демократов» зимой 2013/14 года кадрово существенно укрепился. Однако после ареста ее лидера, Глеба Фетисова, активность партии резко снизилась и из нее начался кадровый отток.
Как проходят выборы губернаторов: настоящие конкуренты не допускаются, легитимность выборов под вопросом
Преодолеть муниципальный фильтр без помощи подписей депутатов от «Единой России» могут почти во всех регионах только выдвиженцы КПРФ и иногда – кандидаты от ЛДПР и «Справедливой России». Практически всегда в подписных листах кандидатов в губернаторы есть и подписи депутатов-единороссов, что означает, что действующие главы администраций фактически сами назначают себе конкурентов.
Да, есть формальное проведение выборов, отмечают в КГИ, но реальная общественная легитимность избираемых таких образом губернаторов очень низкая. Кроме вопросов, связанных с легитимностью власти, понятно, что не происходит кадрового отбора из-за отсутствия конкуренции, а также повышения эффективности управления. Хотя изначально все предпосылки для другого результата все же были: корпус потенциальных кандидатов на выборах губернаторов 2014 года позволял провести реально конкурентные выборы в значительной части регионов (Санкт-Петербург, Башкортостан, Республика Алтай, Оренбургская, Орловская области). Однако их к выборам не допустили. Стремление к сохранению контроля любой ценой оказалось намного сильнее, чем стремление к повышению реальной общественной легитимности, отмечают аналитики КГИ.
Так, заметно, что массово применяется организованный сбор подписей депутатов одновременно в поддержку самих действующих глав администраций и их спарринг-партнеров. При этом сами подписи собираются в количестве, существенно превышающем требуемое и возможное к сдаче в избирком, что не позволяет другим конкурентам пройти муниципальный фильтр. Например, в Санкт-Петербурге не была зарегистрирована лидер местных эсеров Оксана Дмитриева, зато муниципальный фильтр преодолели мало кому известные пенсионер Тахир Бикбаев от РЭП «Зеленые» и А. Петров от партии «Родина».
«Кампания-2014 отметилась не просто отсутствием со стороны действующих глав регионов содействия в преодолении муниципального фильтра своим реальным оппонентам, но также скандалами с препятствованием сбору подписей муниципальных депутатов в их пользу. Особенность кампании-2014: ряд кандидатов, очевидно имевших хорошие шансы не только собрать подписи депутатов для регистрации, но и добиться на выборах существенной поддержки избирателей, были сняты с выборов выдвинувшими их партиями. Внезапность данных решений и отсутствие внятного их объяснения дает основания предполагать, что их принятие было политически обусловлено и связано с неформальным давлением на руководство данных партий», – резюмируют они.
В КГИ прогнозируют, что следующие шаги власти в отношении выборов губернаторов, скорее всего, будут такие: ликвидация лазейки в виде права выдвигать кандидатов в губернаторы любым зарегистрированным партиям за счет сокращения перечня партий, которые имеют такое право (именно это предлагается в новом докладе ИСЭПИ). Таким образом попытаются лишить нежелательных для властей кандидатов права выдвижения как такового. Они будут вынуждены обращаться к резко сократившемуся перечню партий, которые власти постараются держать под неформальным контролем.
Что в таких условиях делать не допущенной до выборов оппозиции? Ей предлагаются две стратегии: либо бойкот выборов, что приведет к снижению явки и общественной легитимности избираемых органов власти, либо возвращение к стратегии «голосуй за любую другую партию» или «любого другого кандидата», что приведет к отрицанию навязываемых властью кандидатов и создаст риски избрания в результате протестного голосования случайных кандидатов.
Всего 14 сентября 2014 года состоится 30 прямых выборов глав регионов, 12 выборов региональных парламентов, прямые выборы трех глав региональных центров, 19 выборов представительных органов власти региональных центров, из них в 11 случаях новые депутаты изберут затем главу города и наймут по контракту главу администрации.