Гражданин Армении Грачья Арутюнян, обвиняемый в ДТП в Новой Москве, жертвами которого стали 18 человек, во время оглашения приговора в Тверском суде. Фото ИТАР-ТАСС / Вячеслав Прокофьев
Вчера в Троицком суде Москвы был оглашен приговор Грачье Арутюняну, который год назад за рулем КамАЗа врезался в рейсовый автобус в Подольске. В результате ДТП погибло 18 человек, свыше 40 получили травмы различной тяжести. Виновного приговорили к 6 годам и 9 месяцам колонии общего режима. Cемь лет заключения в России – это максимальный срок за ДТП с числом погибших больше двух, если виновник на момент аварии был трезв. Для многих, особенно для родственников погибших, этот приговор – доказательство тому, что система наказаний за дорожно-транспортные происшествия со смертельным исходом в России выстроена не до конца. Возможно, депутатам следовало бы направить свой законотворческий пыл на действительные несовершенства закона. Как ни крути, это важнее женского кружевного белья и бессмертного русского мата, сколько его ни запрещай.
С самого начала к аварии было приковано пристальное внимание. Не только большим количеством погибших, но – у нас в Армении – и сопутствующими обстоятельствами. Например, всех взбудоражил скандал вокруг одежды Арутюняна: на процедуру ареста в суд его доставили в женском халате в цветочек. И пока в Москве был траур по погибшим, в Ереване с завидным упорством обсуждали женские халаты. Вид изможденного горем человека, которого кто-то одел в женский халат, вверг общественность в настоящий шок. Подобное необоснованное надругательство и унижение человеческого достоинства, совершенное на национальной почве (в чем убеждены в Армении), стало причиной массового недовольства в армянском обществе. Российских коллег обвинили в шовинизме, расизме и разжигании межнациональной розни. В Армении действительно считают, что столь серьезное внимание к трагедии объяснялось не только большим количеством жертв, но и тем, что за рулем злосчастного грузового автомобиля находился армянин, кавказец. Мужчину-армянина, участника карабахской войны, публично унизили, оскорбили, выставили на всеобщее посмешище. А год назад кавказская и мигрантская тема была в России главной (вместе с гейской). До Украины, которая похоронила под собой все три, было еще далеко.
Гражданин Армении Грачья Арутюнян, предполагаемый виновник ДТП в Новой Москве, жертвами которого стали 18 человек, во время рассмотрения ходатайства об аресте в Тверском суде. Фото ИТАР-ТАСС / Антон Новодережкин
Чем объяснить глумление над человеком, вина которого на тот момент еще не была доказана? Армянская общественность дружно сошлась во мнении, что «это не Грача одели в женский халат, одели в халат всю правоохранительную систему России, всю ее политику, одели в халат все разговоры о братстве и дружбе». Действительно, наказание одно, а унижение – это другое. Чего уж там, штанов с рубашкой не нашлось? Хотя думать, что это было сделано специально, – скорее всего, ошибочно. Не стоит искать подвох там, где его нет. Бардак в полиции и медучреждениях – вот причина неприятного недоразумения. Во что был одет? Что дали в районной подмосковной больнице, в том конвой и забрал. Такое случается сплошь и рядом, просто не всех снимает видеокамера. А с другой стороны, где известная своей солидарностью армянская диаспора, которая могла бы и одежду передать в больницу, и о нуждах спросить?
Судя по всему, в московских верхах быстро поняли, что перегнули палку, и стали исправлять ситуацию. В многочисленных ток-шоу после ареста на государственных телеканалах высказывали сомнения в вине Арутюняна. Более того, появились комментарии о том, что анализ видеосъемки доказывает: хоть вина и неоспорима, он не только всеми силами пытался избежать столкновения, но и рисковал жизнью с целью максимально уменьшить количество жертв.
На месте аварии с участием автобуса и грузовика в Новой Москве. Фото: ИТАР-ТАСС
Такие трагедии не всегда сводятся к поведению одного человека, даже если он водитель совершившего смертельное ДТП грузовика. Кто ответит за гибель 18 человек? А кто отвечает за перегруз и тормоза? Есть водитель, но есть и транспортное предприятие, и транспортная инспекция, ГИБДД, страховая компания. Машину запрещено выпускать в рейс без ежедневной предварительной проверки ее технического состояния. Кто и когда проверял техническое состояние грузовика, который ездил по этому маршруту несколько раз в день? Сам КамАЗ был снят с учета ГИБДД еще в апреле 2013 года и был собран кустарно аж из трех машин. Авто на тот момент уже как год ездило с транзитными номерами, а это ведь запрещено по закону – целый-то год, по закону там счет на дни. За нарушение ПДД Арутюняна штрафовали аж семь раз. Почему он оставался в среде водителей-профессионалов. И почему мы ни разу не слышали про владельцев базы, откуда подсудимый вез щебень. Ведь был явный перегруз: выяснилось, что щебень насыпали «на глаз» – без весов, примерно девять кубов. Нагрузка на ось, скорее всего, превысила предельно допустимую, поэтому и затормозить не удалось. КамАЗ принадлежал некоему Маиляну, который сдал его для работы своему брату по доверенности, а тот в свою очередь без каких-либо бумаг передал Арутюняну. Хорошая схема организации работы для большегрузного транспортного средства. Но те, кто был на суде, не видели ни Маиляна, ни его брата.
В общем, виновный наказан. Но хорошо бы увидеть, что изменили в своей работе собственник базы, где грузили щебень, владельцы грузовика, технические и надзорные службы, лица из городской администрации, выдавшие лицензию на перевозки, а также все те, благодаря кому у собранной из трех частей машины оказался талон техосмотра, страховые полисы, перегруженный кузов и управляющий по доверенности водитель с семью протоколами за нарушение ПДД в анамнезе.