Ольга Голодец. Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ
Неделю назад вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец заявила о том, что НПФ неэффективны, что доходность пенсионных накоплений за 2013 год составила 4,7%, в то время как страховая компонента трудовой пенсии за тот же срок выросла на 8%. Это довольно странное заявление, поскольку вице-премьер сравнивает доходность, получаемую на рынке, с индексацией, деньги на которую выделяются из бюджета и которая, по желанию правительства, может составить и 8%, и 108%, и 0%. Нужно сравнивать доходности государственных управляющих с частными. Внешэкономбанк (ВЭБ), который управляет 63% всех средств пенсионных накоплений, показал доходность 6,71%, а средняя начисленная на счета клиентов доходность по НПФ, по данным, полученным нами от большинства НПФ, находится на уровне 6,85% при инфляции 6,47%.
Заявление г-жи Голодец стало базовым аргументом в пользу продления моратория на формирование пенсионных накоплений на 2015 год. Впервые такой мораторий был объявлен в 2013 году и распространялся на текущий 2014 год в рамках кампании по проверке, акционированию НПФ и организации системы гарантирования прав застрахованных лиц по подобию банковской системы гарантирования вкладов на базе АСВ. Крупнейшие НПФ с 90% клиентов и пенсионных средств успешно прошли акционирование и сейчас вступают в АСВ.
Но откуда объявленные 4,7% взялись, непонятно. До сих пор показатель доходности законодатели четко не сформулировали, чем и пользуются противники пенсионных накоплений. Летом Счетная палата провела мероприятия по анализу эффективности инвестдеятельности пенсионных фондов. В своем отчете госорган соглашается с несовершенством законодательства: «Для НПФ единая методика расчета показателя, применяемого для распределения финансового результата от инвестирования по пенсионным счетам, отсутствует и определяется каждым НПФ самостоятельно». Здесь стоит учесть, что в отличие от негосударственных пенсионных фондов законодатели о ПФР подумали лучше – методика разработана (приказ Минфина 140н). Банк России публикует несколько близких по сути показателей. Например, доход от инвестирования средств пенсионных накоплений в процентах от средней стоимости чистых активов, среднее значение по которому – 6,3%. Другой показатель – доходность инвестирования средств пенсионных накоплений с начала года – в среднем равен 6,93% (он рассчитан до вычета вознаграждения управляющим компаниям и на ведение дел НПФ). Наши данные, упомянутые выше (6,85%), близки к последней цифре.
Главным критерием эффективности пенсионных накоплений является доходность, начисленная на счета клиентов. Подавляющее большинство НПФ на своих сайтах публикуют именно ее. Мы в компании «Пенсионные и актуарные консультации» считаем крайне важным, чтобы россияне знали, кто и с каким успехом управляет их будущей пенсией. Последние три года анализируем все это и публикуем соответствующие разъяснительные материалы. По нашим данным, НПФ переигрывают не только ВЭБ, но и инфляцию. За пять посткризисных лет НПФ заработали в среднем 53,66% против результата Внешэкономбанка по расширенному портфелю (97% всех пенсионных накоплений ПФР) в 40,64% и инфляции 42,48%.
Средняя накопленная доходность НПФ, инфляция и доходность расширенного инвестиционного портфеля Внешэкономбанка за 2009–2013 гг.
Источник: Банк России, Росстат, ПФР, собственные расчеты
В своем отчете Счетная палата объявила о якобы неэффективности инвестирования пенсионных накоплений. Правда, в своих расчетах аудиторы с учетом вышеупомянутого сделали важное допущение: «Провести анализ эффективности деятельности государственной управляющей компании, управляющих компаний, отобранных по конкурсу, и НПФ путем сравнения коэффициента прироста инвестиционного портфеля данных управляющих компаний с показателями доходности НПФ некорректно, так как формулы, применяемые для расчета этих показателей различны». Использованная тем не менее госорганом методика весьма сомнительна. Да и цифры, приведенные в рассчитанных примерах, противоречат тем, что опубликовали пенсионные фонды. Причем у Счетной палаты к этим фондам претензий нет. Например, доходность по НПФ «Лукойл-Гарант» получилась в размере 7,7% (по данным самого фонда – 9,44%).
Все вышенаписанное позволяет судить о надуманности пресловутой неэффективности пенсионных накоплений.