После двух месяцев учебы в Москве мне захотелось написать пару мыслей, чем Россия отличается от нас, а чем не очень. Моя статья в Washington Post «It’s not just about the Malaysian flight. Russians are living in an alternate reality», в которой я заявил, что «российское общество живет в другой вселенной», вызвала большую шумиху. Но это и правда так: в спорах касательно внешней политики американцы и русские действительно будто жители разных планет. И так было всегда. Возможно, стоит избегать подобных метафор, но я искренне считаю, что гражданам двух этих стран всегда будет трудно договориться о тех или иных политических аксиомах. Пропасть непонимания растет буквально на глазах (а последние санкции, надо думать, лишь ускорят этот процесс).

С моей, относительно объективной, точки зрения, русские действительно в чем-то правы (например, меня сильно коробит от идеи вторжения в Сирию), как и американцы правы в чем-то своем (нынешняя киевская власть уж точно не «кучка радикальных фашистов»). Речь тут, однако, не о правых и неправых. Не так уж важно, кто «прав», Россия или Америка. Важно то, что русские и американцы вряд ли придут к взаимопониманию. Во всяком случае в обозримом будущем. 

Можно ли сказать, что эта пропасть в политических взглядах влияет на повседневную жизнь простых людей? Правда ли между Россией и Америкой так мало общего? Многие американцы считают Россию «ядерной Нигерией», мрачной и грязной страной третьего мира, где трупы валяются прямо на улицах. Подобные представления весьма далеки от реальности. Гротескная «коммунистическая» Россия (очереди за хлебом, пустые прилавки, патрули солдат с «мордами кирпичом») – не более чем порождение информационной войны, которая не прекращается ни на минуту. Обычный день русского человека не так уж сильно отличается от американского. 

Конечно, в российской жизни есть и свои уникальные моменты – в культуре, в национальной кухне (да-да, с майонезом у вас явно перебор). Тем не менее жизнь в больших городах здесь совсем не такая странная и необычная, как ее показывают американские СМИ. В Москве, Петербурге и крупных провинциальных городах потребительская культура уже почти вышла на уровень Запада – как по форме, так и по содержанию. 

Приведу пример. Каждый студент в рамках программы, по которой я учился, должен был провести независимое исследование. В качестве темы я выбрал сферу потребительских кредитов. Если точнее, я должен был определить, имел ли место в России кредитный «пузырь». Для своей работы я опросил примерно 25 человек. В основном они принадлежали к тем культурным слоям, в которых не считалось необычным общение с иностранцем вроде меня. Таким образом, мои респонденты были значительно более образованы по сравнению со средним россиянином и имеют более интернациональные взгляды. Согласно данным опросов, такие люди с гораздо большей готовностью противопоставляют себя государству и в целом менее удовлетворены реалиями жизни в России.

Даже эти космополиты практически единогласно отметили, что рынок потребительских кредитов стал значительно более цивилизованным за последние годы и что дикости начала 2000-х, похоже, канули в Лету. Да, кредитные ставки, которые сейчас предлагаются в России, по-прежнему кажутся заоблачными (впрочем, если принять в расчет инфляцию, их условия уже не выглядят настолько безумными). Тем не менее сам процесс взятия займа из совершенно хаотичного стал относительно четким и прозрачным. В других не менее важных, но менее популярных сферах картинка во многом похожа. Сектор супермаркетов в России растет примерно на 30% за год. Такими темпами российские модели шопинга можно будет полноценно сравнить с моделями развитых стран в течение ближайших пяти-шести лет. Куда ни глянь: на мобильные телефоны, пользование интернетом, владение автомобилями, – уже прослеживается сильное и возрастающее сходство между повседневной жизнью в России и на Западе. 

Так как же примирить сильнейшие политические разногласия России и Запада с почти идентичным образом жизни потребителей там и там? Возможно, что и никак. Я не наивен и не считаю, будто можно так просто решить русско-американский конфликт. Мне и раньше казалось, что эти две страны просто обречены быть «на ножах» друг с другом, но буквально пара месяцев жизни в Москве значительно укрепила мой пессимизм. Думаю, оптимальная позиция здесь – «живи и дай жить другим». Грубо говоря, Россия и Штаты признают право друг друга на личное мнение. Таким образом, страны поддерживают торговые отношения и, если повезет, начинают постепенно сближаться в личном, деловом и культурном плане. Такой медленный и размеренный путь – вероятно, единственный шанс преодолеть многолетние дипломатические и политические разногласия двух великих держав. 

(перевел Игорь Козлов