Амнистия – частичное или полное освобождение от судебного наказания определенной категории лиц, производимое верховной властью.

Амнистия, в отличие от налоговых реформ, носит в русском языке явно негативный, преступный оттенок и является мерой скорее вынужденной. Предлагаемая президентом и правительством РФ налоговая амнистия – это пряник для бенефициарных владельцев, попадающих под кнут законопроекта «О контролируемых иностранных компаниях», который обяжет российские компании и граждан платить с прибыли своих иностранных структур налоги по российским ставкам.

Налоговая амнистия явление не новое как в нашей стране, так и в зарубежной налоговой практике. 27 октября 1993 года президент России издал указ № 1773 «О проведении налоговой амнистии в 1993 году». В указе был определен срок амнистии – до 30 ноября 1993 года, то есть практически один месяц. Основной идеей предполагавшейся амнистии было декларирование размера сокрытых от налогообложения сумм и добровольное внесение их юридическими и физическими лицами в бюджет. Амнистия провалилась, так как налоговая система РФ была молода, а предприниматели прытки и резвы, и неуплата налогов являлась общим местом молодого российского бизнеса.

Следующая попытка проведения налоговой амнистии была предпринята в 1997 году. Президент России Борис Ельцин, выступая на заседании Совета Федерации, высказал мысль, что можно провести амнистию для тех, кто имеет за рубежом какие-то вклады, чтобы они эти вклады вернули, уплатив 10–15%. Законопроект, составленный на основе этого высказывания, не дошел даже до обсуждения в правительстве, так как разногласия между министерствами были тогда слишком велики.

В 2002 году вопрос о проведении налоговой амнистии опять появился на повестке дня. В общем предложение сводилось к сборам в размере 3% от небольших и 4% для крупных состояний. Амнистия предлагалась по тем суммам, которые не были заплачены налогоплательщиком в период приобретения активов. Попытки по продвижению этого законопроекта также не увенчались успехом.

28 апреля 2005 года посланием президента была предусмотрена необходимость «разрешить гражданам задекларировать в упрощенном порядке капиталы, накопленные ими в предыдущие годы, в предыдущий период». В послании установлены только два необходимых условия для легализации своих капиталов — уплата 13%-ного налога и внесение соответствующих сумм на счета в российские банки. Президент РФ подчеркнул, что «эти деньги должны работать на нашу экономику, в нашей стране, а не болтаться в офшорных зонах».

В 2007 году Россия провела амнистию для доходов, с которых не были уплачены налоги. Закон «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» предлагал гражданам «упрощенный порядок декларирования доходов», без представления документов о видах и источниках доходов. До 1 января 2008 года любой владелец получал право уплатить 13% от незадекларированных доходов, полученных до 2006 года. Результаты амнистии 2007 года оказались более чем скромными – в бюджет было перечислено налогов на 3,7 млрд рублей.

Зарубежный опыт налоговых амнистий достаточно обширен. Крупную и очень показательную налоговую амнистию провели в США. Согласно ее условиям, около 1700 крупных американских корпораций до 23 апреля 2002 года должны были прийти в Налоговое управление США (IRS) и раскрыть суть схем своего налогового планирования. Если оказывалось, что схема незаконная, наказания это не влекло, но налог следовало заплатить.

Также по условиям амнистии для освобождения от штрафа за незаконную схему нужно было предоставить IRS полную информацию о консультантах, разработавших эту схему. Затем этих консультантов вызывали в IRS и просили представить информацию, каким еще корпорациям они продали свою схему.
В некоторых штатах США власти в течение 2–3 месяцев проводят кампании под названием «налоговая амнистия». Объектами кампании являются жители и компании штата, которые ранее включили в налоговую декларацию искаженные данные о доходах и расходах или не подали декларацию вовсе. «Налоговая амнистия» дает им возможность исправить «ошибку» без негативных последствий.

Одной из самых успешных мировых амнистий является индийская налоговая амнистия 1997 года под девизом «30 процентов налога – 100 процентов чистой совести». За отведенные шесть месяцев в ней приняли участие 466 тысяч налогоплательщиков. Вместо плановых сборов $1 млрд было собрано около $2,5 млрд. На $8,2 млрд было задекларировано активов, приобретенных на ранее скрытые от налогов доходы.

Вернемся к будущей налоговой амнистии и рассмотрим ее предполагаемые положительные и отрицательные последствия.

Первым и наиболее очевидным положительным результатом проведения налоговой амнистии станет пополнение государственного бюджета за счет поступлений просроченных или сокрытых налогов. Именно поэтому Министерство финансов готово простить неплательщикам-налогоплательщикам только штрафы и пени.

При этом будут также сэкономлены бюджетные средства, которые могли бы быть потрачены государством на проведение мероприятий налогового контроля и иные мероприятия в сфере правоохранительной и оперативно-розыскной деятельности. 

Главным же, по нашему мнению, положительным результатом может явиться репатриация денежных средств. Страна может получить дополнительный источник частных инвестиций во время определенных трудностей с зарубежным финансированием.

По оценке Министерства финансов, с начала 1990-х годов за рубеж было вывезено капиталов не менее чем на $300 млрд. Однако далеко не все эмигрировавшие капиталы можно вернуть на Родину. Примерно 30–40% этих средств было вложено в недвижимость и еще около 30% – в ценные бумаги. В результате остается примерно 30–40% ($90–120 млрд) от общей суммы вывезенного капитала, которые частично, вероятно, уже вернулись в страну в форме иностранных инвестиций. Есть за что побороться!

Минус предлагаемой амнистии в том, что основными декларантами налоговых правонарушений могут стать родственники государственных служащих, получившие таким образом возможность легализовать средства, полученные путем перевода откатов за рубеж. Российские предприниматели со стажем если и хранят свои накопления и приобретения за рубежом, то в основном по причине недостаточной защищенности собственности в нашей стране и уязвимости бизнеса перед теми, для кого он может оказаться лакомым куском.

Таким образом, для меня идеальная амнистия в наше время – это в первую очередь гарантии анонимности, когда информация о подпольных Корейках не попадет в руки недоброжелателей, и четкие правила ее проведения, согласно которым ветер не изменится в другую сторону и через положенные пять-шесть лет лицо, добровольно задекларировавшее не вполне законную операцию, не попадет под уголовное преследование. 

В Казахстане, например, при проведении амнистии налоговые органы публично уничтожили налоговые декларации физических лиц за период с 1995 года по 2000 год, что явилось как способом защиты конфиденциальной информации неплательщиков, так и действенной рекламной мерой, агитирующей за участие в амнистии. 

Дополнительной гарантией является хорошо разработанная технология проведения амнистии. Процедура должна быть прозрачной и понятной для неплательщиков, чтобы любой человек мог оценить последствия своего участия или неучастия в ней.

Закончу тем, с чего начала. Амнистия – явление, возникающее после совершения налогового правонарушения. В моем идеальном мире налоговая система такова, что платить налоги будет априори проще и выгоднее, чем раз от разу совершать налоговые правонарушения и терпеливо дожидаться следующей амнистии.