Фото: Сергей Киселев / Коммерсантъ
Болгария в очередной раз приостановила участие в реализации проекта по строительству газопровода «Южный поток» на территории страны до тех пор, пока он не будет отвечать требованиям третьего энергопакета. Для строительства сухопутного участка в Болгарии было создано СП «Газпрома» с государственным Болгарским энергетическим холдингом. Подобного рода СП созданы и с национальными нефтегазовыми компаниями в других странах, по чьим территориям, как предполагается, проложат сухопутную часть газопровода – Австрии, Венгрии, Греции, Сербии, Хорватии и Словении. Однако очевидная поддержка проекта со стороны как правительств, так и национальных нефтегазовых компаний стран-участниц вовсе не означала, что на пути «Южного потока» нет преград. Формально «Южный поток» действительно не соответствует нормам третьего энергопакета – «Газпром» не сможет одновременно выступать и поставщиком европейских стран, и владельцем самостоятельно построенных газопроводов, по которым сырье поступает потребителям. Для того чтобы соответствовать этому документу, отечественной корпорации придется предоставить доступ к газопроводу сторонним поставщикам. Разумеется, «Газпром» не готов идти на это. Учитывая масштаб инвестиций, требуемых для строительства, ему необходимы гарантии по заполнению газопровода, подкрепленные долгосрочными контрактами на поставку сырья. Без этого вкладываться в проект «Газпрому» нецелесообразно. Из-за обострения геополитической ситуации на Украине «Южный поток» и возможность вывода его из-под норм третьего энергопакета стали своего рода разменными картами в противостоянии России и Европы. Политические лидеры ЕС, исходя из сообщений СМИ, оказывают давление на участников проекта. На этот раз слабым звеном стала Болгария. Конечно, можно провести трубопровод в обход Болгарии в Румынию. Однако участие Болгарии в проекте крайне важно, так как это позволит создать в стране газотранспортный узел, из которого поставки могли бы осуществляться сразу в двух направлениях – на юго-запад и на северо-запад. Это улучшило бы экономику проекта. Одновременно решение ЕС препятствовать реализации «Южному потоку», на мой взгляд, обусловлено политическими соображениями, а не экономическими, и несет повышенные риски срыва поставок газа в регион в будущем. О том, что срыв поставок по существующим трубопроводам реален, прямо свидетельствует недавно принятый закон Украины о санкциях, который в принципе допускает запрет транзита российского сырья по территории страны. Проблемы со строительством «Южного потока» и с вводом на полную мощность «Северного потока» увеличивают значимость Украинской газотранспортной системы (ГТС) для энергетической безопасности Европы. Тем временем правительство Украины решило, что до 49% в капитале компаний контролирующих ГТС и ПХГ страны будет продано инвесторам из США или Европы. Естественно, создание оператора украинской ГТС с участием в том числе европейских акционеров может помешать строительству «Южного потока». Ведь в таком случае «Газпром» не сможет снова сказать, что строительство газопровода необходимо для снижения риска срыва поставок газа через Украину – за поставками через эту страну будут «следить» европейские акционеры ГТС. В то же время решать этот вопрос без привлечения России, которая поставляет газ в трубопроводы, неприемлемо. От этого зависит рентабельность предполагаемых инвестиций в ГТС Украины. Если отвлечься от политики, то можно вспомнить, что стоимость проекта велика – порядка $20 млрд, и еще около $15 млрд пойдет на расширение ГТС России под «Южный поток». Есть и другие проблемы со строительством этого трубопровода с планируемой мощностью, между прочим, 63 млрд кубометров газа в год. Под вопросом сама целесообразность дальнейшего расширения газотранспортных мощностей в экспортном направлении из России, поскольку «Северный поток» мощностью 55 млрд кубометров в год загружен примерно наполовину, а украинская ГТС мощностью 140 млрд кубометров в год загружена немногим более чем наполовину.