На заседании Верховной рады. Фото: ИТАР-ТАСС / Максим Никитин
Люстрация была одним из главных требований Евромайдана, которое новая власть должна осуществить сразу после свержения Януковича. О люстрации говорили много и часто невпопад, но серьезных подвижек не было, потому что главными ее сторонниками были в основном внепарламентские общественные организации («Автомайдан», «Демократический альянс», «Воля» и т.п.), которые не могли прямо повлиять на принятие соответствующих законов в Раде.
Чаще всего предложения о люстрации выражались в популистских манифестах или протестных перформансах, чья суть сводилась к тому, что без регионалов и коммунистов страна будет жить лучше. Но на днях закон «Об очищении власти» все-таки был принят Радой в первом чтении.
Кого и за что
Авторы нового закона не стали экономить на причинах, по которым чиновник или политик может быть изгнан из структур государственной власти. Вот только некоторые из них.
За национальный вопрос. По предложенному закону чиновник может лишиться своей должности и получить волчий билет сроком на 10 лет за публичное заявление (например, пост в фейсбуке), имеющее признаки расовой, социальной, религиозной и прочей нетерпимости по отношению к «представителям украинской нации и другим национальностям, которые проживают на территории Украины». Иными словами, государственным мужам нельзя оскорблять только украинцев, а вот представителей других наций можно, но только если они живут не на территории Украины.
За светлую память «оранжевой революции». В законопроекте существует положение о том, что люстрированы должны быть все, кто был связан с фальсификацией президентских выборов в 2004 году и парламентских выборов в 2012 году. То есть речь идет только о тех выборах, которые проводились, когда у власти был Янукович. И получается, что ни на парламентских выборах 2006 и 2007 годов, ни на президентских выборах 2010 года фальсификаций не было вообще. Иначе выходит, что нарушения закона на одних выборах менее значимы, чем на других.
За любовниц. Довольно бессмысленным и трудновыполнимым выглядит пункт о проверке деклараций и имущества. Сложность в том, что к «близким людям» в законопроекте отнесены не только родственники (вплоть до прабабушек и правнуков), но и те, кто «совместно проживают, но не состоят в браке», и те, кто «совместно проживают и связаны общим бытом». Сложно представить, кто, как и на каком основании будет требовать от любовников/любовниц, тещ, свекровей и прочих лиц, проживающих совместно с субъектом, предоставить налоговые декларации за последние три года и другие документы, подтверждающие право собственности.
За Крым. Люстрации подлежат все чиновники, имеющие второе гражданство. Учитывая, что установить факт его наличия практически невозможно, норма превратится в адресную санкцию против украинцев, которые имели/имеют крымскую регистрацию, потому что она может стать основанием для судебного ордера на обыск с целью найти паспорт гражданина РФ.
Есть в законе и способы спастись от люстрации. По предложенному законопроекту чиновник теряет свое кресло, если проваливает проверку или отказывается ее проходить. Но только если его должность не выборная.
На случай, если она выборная, в законопроекте есть крайне туманная формулировка: «Досрочное прекращение полномочий субъекта проверки на выборной должности <…> осуществляется с учетом особенностей, определенных Конституцией и законами Украины». То есть никак.
Также искупить свою вину перед новой Украиной можно кровью. То есть коррупционеры, бывшие коммунисты, кагэбэшники и прочая нечисть могут получить иммунитет, если примут участие в АТО. Кстати, президент тоже не является субъектом проверки.
Скованные одной цепью
Тем не менее к жестким положениям закона о люстрации прилагаются смягчающие обстоятельства. Главное из них то, что зимой 2014 года на Украине не произошло никакой институциональной революции, а потому нечего говорить и о серьезной люстрации, ведь она будет означать добровольное согласие нынешней власти и чиновничества на самоуничтожение.
Например, по принятому законопроекту вопросами очищения власти должно заниматься Национальное агентство по вопросам государственной службы, которое было создано администрацией Виктора Януковича. Следовательно, даже самый радикальный вариант люстрирования власти будет осуществляться на базе институтов и инструментов, разработанных предыдущим политическим режимом.
Кроме того, для проведения системной очистки власти от коррупционеров понадобится соответствующая политическая воля президента. А ее пока совсем не видно, судя по тому, как саботируется принятие новой избирательной системы и почти открыто идет торговля франшизами президентской партии ВО «Солидарность» (в округах и по партийному списку).
Все потому, что политическая и предпринимательская элиты Украины, сформированные во второй половине 1990-х годов, полностью интегрированы друг с другом. И сегодня для Украины важно не просто изгнать максимальное количество коррупционеров из власти, чьи места займут взяточники из другой команды, а создать механизмы, которые лишили бы любого госслужащего, обладающего административными полномочиями и властью, возможности получать незаконные дивиденды. Но для таких радикальных изменений мало показательной люстрации, осуществляющейся «людьми президента» для создания видимости выполнения «требований Майдана». Поэтому закон реальных результатов не даст, даже если его примут до парламентских выборов, ведь Украине необходима полная очистка власти от олигархов, но это уже совсем другой вопрос из раздела фантастики.
Люстрация, санкции и КПУ
Остается один логичный вопрос: зачем же тогда вообще принимали этот закон? Судя по совершенно сырому тексту законопроекта, у которого целых 16 инициаторов из трех парламентских фракций и нескольких депутатских групп, вполне ясно, что парламентские партии эксплуатируют тему люстрации в основном для создания благоприятного информационного фона накануне выборов.
Есть в Верховной раде и группы, которые рассматривают люстрацию не только как повод для пиара, но и как инструмент для борьбы со своими политическими конкурентами. Поэтому упомянутый законопроект необходимо анализировать в привязке к делу о запрете Компартии Украины и закону «О санкциях», принятому в тот же день.
Напомним, что, помимо гипотетического усиления роли президента, люстрационным законопроектом, полномочия и власть главы государства были реально увеличены законом «О санкциях». Согласно последнему, президент может вводить санкции, ограничивающие права иностранных и отечественных граждан на территории Украины, через подконтрольный ему Совет национальной безопасности и обороны. Глава государства получает право запретить въезд в страну, отозвать лицензию предприятия, заблокировать банковские счета физических или юридических лиц, если посчитает, что их деятельность противоречит национальным интересам Украины.
Если закон «О санкциях» является реальным рычагом влияния на непокорных политиков и неугодные коммерческие организации, то законопроект «Об очищении власти» – это громкое клацанье зубами, такое же, как показательный процесс над украинской Компартией. Принимая подобные решения, команда Петра Порошенко пытается продемонстрировать, что у нее хватит решимости открыто подавить структуры, которые не захотят работать на новую власть. Мол, если будете сопротивляться установленному курсу, мы либо запустим процесс общей люстрации, либо уничтожим ваш проект через суд так же, как сейчас уничтожается КПУ, несмотря на все ее деньги, связи и умение быть полезной любой власти.
Так как список должностных лиц, подлежащих обязательной проверке, огромен (от премьер-министра до рядового сотрудника МВД), шутить с огнем никто не хочет. Поэтому для острастки политиков и чиновничества достаточно принять закон в первом чтении, не приводя его в действие. А об очищении власти разговор в высоких кабинетах даже не идет.