Ждать дефолта на Украине в узком смысле, то есть неспособности оплачивать госдолг, не стоит. Если бы сейчас надо было платить по еврооблигациям, то это было бы проблемой. Но после того, как расплатились в июне и августе, проблемы нет. Следующие большие погашения по публичному долгу, который платится строго по графику, произойдут только в сентябре и декабре 2015 года. Остальные вопросы: долги за газ, межгосударственные кредиты – это предмет переговоров.

Дефолта в русском понимании термина – с девальвацией, проблемами банковской системы – ожидать можно, хотя процесс будет растянут во времени. Но апокалипсиса не случится, поскольку кредит, согласованный с МВФ, США и ЕС, достаточно большой. Понятно, что с новыми траншами будут тянуть, так как бенчмарки не исполняются, и программы МВФ реализуются крайне плохо (хотя все программы МВФ реализовывались плохо – спросите в любой стране-заемщике).

В ближайшие три месяца все резкие движения в правительстве будут заморожены из-за выборов. У меня изначально было ощущение, что прогрессивный министр экономики Павел Шеремета долго не проработает. Так оно и получилось.

Резкие движения будут в Национальном банке Украины. Туда пришла крайне профессиональная новая команда. Можно надеяться, что НБУ, который был не лучшим центробанком в мире, повысит стандарты качества в кредитно-денежной политике и банковском надзоре.

Украинские компании закредитованы, многим понадобится господдержка – а ресурса нет. Хотя опять же, поторгуются и реструктурируют. Война все спишет. Но не всем.