Сегодня стало известно, что Россия направила гуманитарный конвой на Украину без санкции Киева и Международного комитета Красного Креста. На Украину въехали около 130 машин, которые сопровождают ополченцы самопровозглашенной Луганской народной республики. В Службе безопасности Украины продвижение конвоя назвали российским вторжением.

Как водится, рынки отреагировали на заявление МИДа снижением основных российских индексов. Так, если на открытии торгов пятницы индекс ММВБ показывал околонулевую динамику, то ближе к вечеру падение по сравнению с уровнями закрытия вчерашнего дня составило 1,7%, до 1436 пунктов. Таким образом, индекс ММВБ прервал свое десятидневное восхождение, так и не достигнув долгожданных уровней закрытия прошлого года в 1503 пункта.

В данном контексте, на мой взгляд, интересно поговорить о среднесрочной перспективе всего российского фондового рынка. В частности, о его перспективах до конца следующего, 2015 года. Может ли он упасть еще ниже или мы уже на дне и даже умеренный позитив будет способен привести к росту котировок?

Как приверженец теории «эффективного рынка», я, в целях упрощения, предлагаю оценивать два ключевых драйвера роста или снижения котировок – спекулятивные и фундаментальные факторы. Под спекулятивными я понимаю новостной поток, не связанный с макростатистикой, а под фундаментальными – собственно макроэкономические показатели. Соответственно, в среднесрочной перспективе любой более-менее репрезентативный фондовый индекс, коим и является ММВБ, это собственно опережающий индикатор, который содержит в себе что-то вроде консенсус-прогноза всех игроков рынка по будущим темпам экономического роста страны. Почему именно экономического роста? Потому что, если говорить предельно упрощенно, финансовые показатели компаний и темпы роста соответствующих рынков напрямую зависят от номинальных темпов роста ВВП. А финансовые показатели, в свою очередь, формируют спрос на акции.

Итак, если говорить о прогнозах российского фондового рынка в рамках вышеприведенной концепции, то фундаментально он выглядит очень недооцененным. Так, в 2013 году ВВП РФ вырос на 1,3% г./г. (год к году). В 2014 году медиана по всем прогнозам динамики ВВП РФ находится где-то между 0,1% и 1% г./г. Да, можно долго ругать правительство за их неоднозначные решения (замораживание поступлений в НПФ, санкционные войны или непомерные расходы на армию), но пока темпы роста ВВП не различаются кардинально с другими странами. Тем более если сравнивать со странами Восточной Европы. Например, у той же Польши в 2013 году ВВП вырос на 1,6% г./г., а в 2014 году из-за санкций может замедлиться до 0,5–1% г./г.
Рост ВВП в 2013 году, %

Источник: данные Thomson Reuters, Росстат и Евростат

Тем не менее соотношение рыночной капитализации акций российских публичных компаний, входящих в ММВБ, к их годовой прибыли (P/E) находится на скромном уровне 5,6. Это в 2–3 раза ниже, чем у фондовых индексов других развитых и развивающихся стран. 

Средние коэффициенты P/E и дивиденды (%) по акциям компаний разных стран

Источник: данные Thomson Reuters

Собственно, различие как раз-то и обусловлено тем самым негативным новостным потоком вперемежку с плохим инвестиционным климатом (взять хотя бы гонения в РФ на компании «иностранных агентов» или разворачивающуюся сейчас очень неприятную для акционеров ситуацию с «Башнефтью»).

Обобщая вышесказанное, прогнозируя перспективы российского фондового рынка, стоит признать, что фундаментально он недооценен. Акции, исходя из темпов экономического роста в РФ, вполне могут вырасти в 1,5–2 раза, если им не будет мешать плохой инвестиционный климат или новостной поток, который сейчас волей судеб связан с Украиной. Если же с этой стороны не будет никаких позитивных изменений, то, покупая российские акции, инвесторы так и будут подстраховываться, закладывая неприличный, даже по меркам развивающегося финансового рынка, дисконт к аналогам в других странах. Это означает, что индекс ММВБ рискует и в 2015 году показать околонулевую динамику, оставшись где-то около 1500 пунктов.