Михаил Саакашвили. Фото: REUTERS / David Khizanishvili
Бывшему президенту Грузии Михаилу Саакашвили становится все труднее перемещаться по миру. Вчера он был задержан греческими пограничниками при попытке въехать в страну на фешенебельной яхте «Aliyoni». Правда, через несколько часов его отпустили, но сам факт задержания бывшего президента в Греции – стране, входящей в Евросоюз и НАТО, должен заставить Саакашвили задуматься о своей свободе перемещения.
За день до этого Саакашвили засветился у самой границы Турции и Грузии. Естественно, с турецкой стороны, поскольку в Грузию ему путь уже заказан – грузинская Генпрокуратура обвиняет лидера «революции роз» в растрате госсредств, организации избиения депутата парламента Валерия Гелашвили (оскорбившего его жену) и разгоне оппозиционного митинга в центре грузинской столицы. По этим обвинениям Саакашвили в совокупности грозит до 20 лет лишения свободы. При этом прокуратура готовит еще три-четыре обвинения, а сроки тюремного заключения в Грузии суммируются.
Бывший президент уже объявлен во внутригрузинский розыск, то есть если он появится в Грузии, его сразу отправят в тюрьму. Но Саакашвили решил посмеяться над властями и устроил маленький спектакль в поселке Сарпи на грузино-турецкой границе, где провел совещание актива своей партии Единое национальное движение, раскритиковав перед телекамерами нынешние власти Грузии за нерадивость и серость.
Не отреагировать на такое издевательство в Грузии не могли: Генпрокуратура направила всем «дружественным государствам» запрос об аресте и экстрадиции Саакашвили. В том числе Греции. И когда Саакашвили возвращался из Турции в Грецию на фешенебельной яхте одного из своих друзей, греческая пограничная полиция при обычной проверке документов вдруг обнаружила: гражданина Грузии Михаила Саакашвили, 1967 года рождения, разыскивает Генеральная прокуратура его страны. Просто компьютер пограничников выдал такую информацию, а законопослушные пограничники, конечно, не могли просто так разрешить въезд.
Саакашвили продержали на местном участке четыре часа, но потому отпустили. Потому что, во-первых, речь все-таки идет о бывшем президенте. Кроме того, хотя запрос грузинской прокуратуры получен и разослан на места, Интерпол еще не объявлял Саакашвили в международный розыск. Вся документация, присланная из Тбилиси, «внимательно изучается», а вердикт о международном розыске по «красному циркуляру» будет объявлен лишь через несколько недель. И не факт, что Интерпол согласится с доводами грузинских прокуроров и не сочтет дело против экс-президента политическим.
Казалось бы, в этом случае Саакашвили смог бы по-прежнему разъезжать по миру на любых яхтах, если не одно «но»: в аресте бывшего грузинского лидера могут быть заинтересованы не только нынешние власти Грузии, но и России. И если это действительно так, то ничего не помешает Путину и Иванишвили действовать на основе совпадения интересов в третьих странах.
Представим себе, что Саакашвили вновь появляется в какой-нибудь маленькой стране, где Москва имеет немалое влияние, а Грузия просит тамошние власти арестовать и экстрадировать экс-президента. Только ради грузинского правительства никто столь радикальное решение принимать, конечно, не будет, но что, если Москва тоже намекнет о желательности такого исхода по тонким дипломатическим либо не менее тонким специальным каналам? Не во вражескую же Россию она попросит экстрадировать Саакашвили, а в его родную Грузию, где по нему плачет элитная тюрьма с узнаваемым для русских названием «Матросская». При чем тут Москва? Есть запрос Генпрокуратуры Грузии – государства, с которым Греция, Кипр, Венгрия, Словения и многие другие европейские страны поддерживают дружественные отношения. А с Россией и «Газпромом» у них отношения могут быть еще дружественнее.
На самом деле Саакашвили очень рискует, постоянно разъезжая по миру. Например, в дружественной России и враждебной Западу Венгрии он был всего три недели назад, понадеявшись на американскую Green Card и всесилие Вашингтона при решении подобных деликатных проблем. Но американцам сейчас не до него, и на возбуждение уголовного дела они реагировали весьма вяло.
Зачем это Путину? Люди часто делают то, что им просто приятно, хотя и незачем: вид заклятого врага в клетке зала заседаний Верховного суда Грузии многим в Кремле может понравиться. Причем роль Саакашвили в нынешних событиях вокруг Украины тоже не стоит недооценивать: он весьма заметная медиаперсона, располагает статусом бывшего президента, участвует в дискуссиях по Украине на самых престижных площадках, постоянно призывая Запад к ужесточению санкций.
Так что Саакашвили все-таки не стоит так уж безоглядно разъезжать по всему миру в надежде на то, что у Грузии не хватит международного влияния для его ареста. У правительства Грузии, может, и не хватит, но премьер-министр Ираклий Гарибашвили и миллиардер Бидзина Иванишвили – не единственные и не самые главные его враги. Есть у Саакашвили враги куда более влиятельные и злопамятные, которых действительно стоит опасаться.