Сегодня упразднили Министерство регионального развития. Формально это выглядело так: премьер-министр Дмитрий Медведев предложил президенту Владимиру Путину «оптимизировать структуру, может быть, даже сократить избыточный управленческий персонал», тот согласился. Функции Минрегионразвития передадут другим пяти министерствам.

Через пять дней Министерство должно было праздновать круглую дату: ровно 10 лет с момента создания. Однако, как рассказывают высокопоставленные сотрудники ведомства, было понятно, что на этой дате история самого спорного из министерств закончится. Последние полгода все ждали, что министр Игорь Слюняев сам придет к руководству страны и спросит: «А зачем я вообще нужен?» Но тот цеплялся за должность до конца. «Слюняев не сдавался, пытался натягивать на себя и полномочия, и финансирование, раздражал», – говорит собеседник Slon, близкий Минрегиону.

Хотя после создания в прошлом году двух отдельных министерств – по ЖКХ и строительству – и возникновения отдельных министерств по самым трудным федеральным округам – Кавказу, Дальнему Востоку и Крыму – Минрегиону оставалось только оправдываться наличием Департамента по национальным вопросам, к которому накопилось много замечаний насчет того, как именно были потрачены деньги на программу по «Укреплению единства российской нации». Теперь этим «укреплением» будет заниматься Минкульт. А Минэкономразвития – курировать социально-экономическое развитие районов Крайнего Севера и Арктики, Минфину перейдет оказание господдержки субъектам за счет федерального бюджета, Минюст будет отвечать за территориальное устройство, Министерство строительства и ЖКХ, созданное год назад, уже забрало функции контроля над градостроительством.

Почетная синекура

Министерство создали в 2004 году, чтобы пристроить куда-нибудь Владимира Яковлева после ухода с поста губернатора Санкт-Петербурга. Минрегион фактически был нарисован на бумаге, а Яковлева в прессе называли министром без портфеля. Именно таким – практически без бюджета, но с массой согласовательных функций – Министерство и оставалось. Почетной синекурой, наравне с Советом Федерации, только на правительственном уровне, оно запомнилось многим в правительстве. Туда шли те, кому сенатором стать – мало, а вице-премьером много, фигуры слабые (исключение – Дмитрий Козак, которому надо было просто пересидеть время от одного назначения до другого) и поставленные лоббистами для того, чтобы поучаствовать в распределении бюджетных средств, впрочем, небольших. Деньги на регионы контролировал Минфин, а решения по региональной политике принимались в администрации президента.

Чем запомнился последний министр Игорь Слюняев? После его отставки с поста губернатора Костромской области жители Костромы устроили праздничный салют. Уже в должности министра регионального развития он претендовал на роль нового Столыпина, которого постоянно вспоминал в интервью и на пресс-конференциях, а также предлагал концепцию расселения людей и возвращения соотечественников: вернуть в Россиию русских украинцев и отправить жить на Дальний Восток.

Слюняев пришел в 2012-м году на место бывшего соратника Владислава Суркова Олега Говоруна, ушедшего с должности после несправедливого, с его точки зрения, выговора президента. Замены Говоруну не было, и его уговаривали остаться. В этот момент возникла кандидатура Слюняева, которому в карьере помогал сначала нынешний губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, бывший тогда полпредом президента в ЦФО, и братья-бизнесмены Ротенберги. Последним после того, как было выделено отдельное министерство по строительству, Слюняев стал неинтересен. В лоббировании отставки включился в историю вице-премьер Дмитрий Козак и главы министерств, которые получили сегодня дополнительные полномочия.

Премьер-министр Медведев в апреле этого года говорил о необходимости сократить штат чиновников на 10 процентов. Вряд ли в ближайшее время серьезные сокращения чиновничьего аппарата будут проведены на федеральном уровне, но сегодняшнее упразднение министерства, созданного для «клуба сбитых летчиков», –уже шаг в эту сторону. О том, что надо перестать содержать аппарат чиновников, правительству еще год назад говорили эксперты из Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.

Slon попросил заместителя директора Академии Владимира Назарова прокомментировать сегодняшнее упразднение

– Ликвидация Минрегионразвития – рациональный шаг, направленный на снижение расходов на государственное управление и на повышение его эффективности. Существование Минрегиона всегда было вопросом открытым – это ведомство такое пульсирующее: периодически оно создается, а потом исчезает, и связано это с тем, что власть всегда колеблется, что в каком-то ведомстве должна быть какая-то идеология про территориальное развитие, но саму эту идеологию мы никак не можем родить. В результате ведомство появляется, а смысла в его существовании нет. Оно либо начинает скатываться к жилищно-коммунальному хозяйству, либо к строительству, чем вполне могут заниматься саморегулируемые строительные организации и бизнес, – это в общем-то не дело федерального министерства, – а собственно вопросы развития региона отходят на второй план. Министерство начинает выступать еще одним лишним игроком, лишним колесом в телеге, зачастую мешая Минфину и Минэкономразвития вырабатывать общую политику в сфере межбюджетных отношений. Это приводит только к тому, что растет череда согласований: все равно позиции хоть чуть-чуть, но отличались, соответственно, терялось много времени, бумаги, электричества. Хотя вполне с этим может справляться один Департамент межбюджетных отношений Минфина.

Министерства по делам Дальнего Востока или Крыма – это, я считаю, продукт той же логики. Когда у нас есть какая-то проблема, мы первым делом начинаем создавать ведомство, вместо того чтобы понять, как решать проблему. Этот подход кажется мне глубоко ущербным. Целесообразно эти министерства тоже ликвидировать: есть губернаторы и отраслевые министерства. Даже полпреды – дискуссионная тема, а уж министерства, которые дублируют их всех вместе взятых, – тем более. Это тот случай, когда мы делаем шаг вперед, два назад. Сначала было сделано два шага назад (мы еще Минстрой восстановили), а теперь один шаг вперед. Логика оптимизации бюджетных расходов, которая здесь проявляется, будет явно усиливаться, ресурсов у государства меньше. Но отсутствие одной общей стратегии тоже никуда не делось, как и желание ответить на все проблемы созданием госкорпораций.