Алексей Макаркин

В ответ на новую порцию санкций Россия грозится ввести запрет на импорт подержанных иномарок. На эту новость могут болезненно отреагировать жители приграничных регионов. Пять лет назад более 1000 человек во Владивостоке вышли на улицы, протестуя против повышения тарифов на импорт автомобилей, – их тогда пришлось разгонять подмосковному ОМОНу. Почти за два года до Болотной площади митинг против повышения транспортного налога в Калининграде стал самым массовым протестным мероприятием в стране за последнее десятилетие.

Запрет на ввоз подержанных иномарок вряд ли вызовет недовольство по всей стране, хотя в отдельных регионах вспышки протестов не исключены. Но это будут локальные акции, которые в СМИ можно будет представить как следствие чьих-то коммерческих интересов или вражеских происков. Если раньше такие действия встречали сочувствие, то сейчас у людей усилилось конспирологическое сознание, и легко будет сместить акценты с того, какие требования выдвигаются, на то, кому это выгодно. У власти же есть опыт купирования протестных акций в куда более сложных ситуациях.

Что касается сепаратистских настроений, их поддерживают небольшие группы политических активистов. У нас нет сепаратистской мифологии, как в Шотландии или Каталонии. 

Риск не в сепаратизме, а в усталости: патриотический подъем выдыхается, и протесты могут принять более опасный характер – социальный. Социологические службы показывают: протестные настроения слабы как никогда. Люди пока верят, что если уж власть Крым вернула, то с санкциями тем более разберется. И это оставляет власти пространство для рисков.

«1024» – новый блог на Slon: быстрые микроколонки и мнения экспертов объемом не более 1024 знаков.