Перед началом украинской парламентской кампании много говорилось о том, что именно эти выборы смогут наконец-то очистить законодательное собрание страны от коррупционеров, людей с совковым мышлением, бывших агентов КГБ, уголовников, пророссийской пятой колонны и прочего мусора, пятнающего доброе имя Рады.
Именно для достижения этой цели был принят люстрационный закон, а над политиками, олицетворяющими режим Януковича, начали проводить публичные экзекуции типа засовывания их в мусорные баки. Все ради эффективной работы парламента, все ради лучшего будущего. Вот только политический актив Киева забывает, что настоящая проблема украинских законодателей не в конкретных персоналиях, а в общей зависимости депутатов от различных групп олигархов.
Начиная со второго созыва депутаты Верховной рады превратились в чирлидеров региональных денежных мешков. Первоначально борьба велась по территориальному принципу, когда были еще сильны чувства региональной идентичности, а основной капитал противоборствующих сторон был сосредоточен в отдельных областях. Так появились донецкие, днепропетровские и прочие региональные бизнес-кланы. Шутка о том, чтобы перенести столицу Украины в донецкую Макеевку, была популярной совсем недавно – в 2013 году, и она замечательно отражала кадровый подход в государстве.
Теперь в стране возникли новые центры влияния: изжившее себя региональное представительство в парламенте сменилось представительством персонально-олигархическим. В этом и заключалось одно из главных политических следствий Евромайдана. Теперь уже нет никаких донецких, днепропетровских, харьковских, зато есть коломойские, фирташевские, левочкинские, порошенковские и прочие.
И пока гражданское общество на улицах Киева продолжает бороться с ветряными мельницами, украинские олигархи ровно, как на прошлых выборах 2012 года, делят проходные места в списках партий и согласовывают кандидатов в мажоритарных округах. Изменился только баланс сил между конкретными группировками и название правящей партии – теперь это будет Блок Петра Порошенко.
Партия власти
Если до конца октября на Украине не случится чего-то принципиально нового, то партия президента Порошенко может надеяться на поддержку около 30% избирателей. Таким образом, если откинуть партии, которые не преодолеют барьер в 5%, только по партийным спискам Порошенко получит до 90 мандатов. Плюс еще примерно 100–120 мест по мажоритарным округам. В общей сложности для единоличного управления парламентом Блоку Порошенко не будет хватать лишь небольшой фракции союзников, на роль которых претендуют и «Народный фронт» Яценюка – Турчинова, и «Гражданская позиция» Гриценко, и Радикальная партия Ляшко, и даже ВО «Батькивщина» Тимошенко.
Учитывая, что в новом парламенте из предусмотренных Конституцией 450 депутатов будет только 419 (без 12 мажоритарщиков из Крыма и 19 – из Донбасса), никаких альтернатив у Блока Петра Порошенко нет. Ни одна другая политическая сила или коалиция не сможет набрать в парламенте 225+1 голос для создания правительства. Следовательно, олигархам необходимо проводить своих людей в Раду через списки Блока Порошенко и согласованные мажоритарные округа.
Сегодня в Блоке Порошенко четыре крупных депутатских сектора. Первый – квота самого Петра Порошенко, в которую помимо проверенной годами команды входят различные общественные активисты и друзья пятого президента Украины. Второй сектор – это квота партии Кличко УДАР, идущей в парламент под общим брендом с блоком.
Третий сектор – клики различных олигархов, которые взяли на себя организацию голосования в регионах или другим образом заплатили за входной билет в команду президента. Четвертый сектор – приглашенные журналисты и лидеры общественного мнения, многие из которых также связаны с конкретными олигархами. Здесь важно понять, что украинские партии создаются политическими предпринимателями и редко принадлежат одному инвестору. Обычно одна сила умудряется брать деньги у конфликтующих олигархов и включать в свои списки их представителей. Президентские партии на Украине вообще всегда формировались как площадки для лоббирования крупного бизнеса.
Люди президента
Эту группу идентифицировать проще всего, ведь в ней практически нет бизнесменов уровня Петра Алексеевича. Ее костяк составляют Юрий Луценко (бывший «оранжевый» министр внутренних дел и политический заключенный, глава президентской партии), его жена Ирина, Ольга Богомолец (одна из самых ярких активистов Майдана), Владимир Гройсман (бывший мэр близкой Порошенко Винницы и нынешний вице-премьер), Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров (лидеры крымско-татарского национального движения).
Важную роль в основе президентской группы будут играть и бывшие работники порошенковского «5-го канала» Юрий Стець, Александр Черненко и Владимир Арьев, а также профессиональные политтехнологи Игорь Грынив и Николай Томенко (интересно, что все они – бывшие соратники Юлии Тимошенко).
Ну и, конечно, не обошлось без традиционного на Украине родственного блата. По семейному округу в Виннице от блока будет баллотироваться сын Порошенко Алексей. Это значит, что кроме двух кумов (певицы Оксаны Билозир и уже упомянутого Юрия Стеця) в парламенте у президента будет еще и собственное чадо. В общей сложности в этой группе вместе с мажоритарными округами должно набраться порядка 40–50 депутатов.
УДАР
Еще перед президентскими выборами между одним из акционеров партии УДАР Фирташем и Порошенко была заключена договоренность о том, что Кличко откажется от участия в президентских выборах в обмен на 50% проходных мест в избирательном списке блока для УДАРа на ближайших выборах в Раду. В действительности квота партии, которой сейчас распоряжается Виталий Ковальчук (глава штаба блока, политический тренер Виталия Кличко), была уменьшена до 30%, но это в любом случае гарантирует места для 30–40 подконтрольных депутатов.
При этом среди кандидатов-ударовцев есть люди, близкие не только к Дмитрию Фирташу, но и к Игорю Коломойскому. Самая заметная среди них – Ирина Геращенко, бывший руководитель информационного агентства УНИАН, которое входит в медиагруппу Коломойского. Сейчас она является одним из главных публичных функционеров партии УДАР.
Также в квоте УДАРа числятся и самостоятельные столичные олигархи, например Артур Палатный, владелец холдинга Ukr.net. У сектора практически не будет мощных представителей в мажоритарных округах (за исключением Киева), но этот недостаток компенсируется проходными местами в партийном списке.
Региональная сборная
Петр Порошенко так и не смог в сжатые сроки построить собственный партийный проект, поэтому просто разделил большинство мажоритарных округов и незначительную проходную часть списка между теми олигархами, кто обеспечил ему триумф на президентских выборах. В этой группе нет никакого стержня, она остается самой массовой, неоднородной и непредсказуемой силой в будущей властной фракции.
Самый заметный олигархический конгломерат – семейный подряд владельцев Закарпатья Балог (три родных брата и один двоюродный во главе с Виктором Балогой). Все они идут по мажоритарным округам в родном регионе. Также бросается в глаза семейная группа бизнесменов (и по совместительству братьев) Дубневичей из Львовской области, решивших, по примеру Балог, стать полноправными хозяевами своих округов.
Помимо людей семейных в парламент, очевидно, пройдут олигархи эпохи Виктора Ющенко. Например, Александр Третьяков – один из «кассиров» политической кампании Ющенко 2004 года – будет баллотироваться по мажоритарному округу в столице. Еще один «любый друг» третьего президента Давид Жвания, успевший побыть членом фракции Партии регионов, будет штурмовать округ в Одесской области.
Также интересно включение в проект Блока Порошенко харьковского бизнесмена Виталия Немилостивого. В 2012 году он попал в Раду по спискам ВО «Батькивщина», но быстро перешел в большинство, возглавляемое Партией регионов. Бизнес никогда не находится в оппозиции к власти.
Подобными примерами пестрит вся «мажоритарная составляющая» Блока Порошенко в каждой области. Численность этой группы ориентировочно составит 90–110 депутатов.
Звезды экрана
В последний условный сектор попали все «неопознанные объекты», которых трудно связать с определенным олигархом или региональной группой. Речь идет о журналистах, для многих украинцев ставших символом борьбы с режимом Януковича. В первую очередь это журналисты «Украинской правды» Сергей Лещенко и Мустафа Наем. К ним стоит добавить Светлану Залищук (координатора движения «Честно») и Ольгу Червакову (корреспондента телеканала «Интер», который принадлежит Дмитрию Фирташу и, по данным некоторых источников, Сергею Левочкину).
Эти журналисты объясняют решение баллотироваться и поддержать Порошенко тем, что хотят попробовать «поменять систему изнутри». Некоторых из них тоже обвиняют в работе на конкретных олигархов, но сложно судить, насколько эти обвинения обоснованы.
В любом случае, независимо от морального облика нескольких отдельных звезд, не остается никаких сомнений в том, что после парламентских выборов Петр Порошенко будет вынужден как-то расплачиваться с теми, кто обеспечил ему большинство в Раде, и постоянно учитывать интересы различных олигархических групп. Противостояние между олигархами за административные и экономические ресурсы страны никуда не денется, вместо долгожданных реформ и обновления украинцы получат очередной раунд дележа существующих активов. А значит, уже в ближайшем будущем Украину может ждать новый всплеск массового недовольства, который на этот раз будет носить уже социальный характер.