Несмотря на непрочное перемирие в Донбассе, на Украине готовятся к парламентским выборам. В поход за мандатами отправляются давно знакомые лица. Но теперь, помимо списочного кордебалета певцов, литераторов и спортсменов, их сопровождают целые гвардии военных – рядовых, полковников, комбатов. Однако вопреки расхожему мнению это не просто предвыборный карнавал.
Театр предвыборных действий
Накануне октябрьских выборов в Верховную раду украинская политика оказалась в интересной ситуации. Со времен Леонида Кучмы политический класс был условно разделен на прозападный и пророссийский лагеря. Поэтому предвыборная борьба здесь напоминала игру «казаки-разбойники»: националисты против коммунистов, евроинтеграторы против «таежников», «оранжевые» против «бело-голубых». Но после Майдана, Крыма и Донбасса пророссийский лагерь оказался разгромлен. Так что на этот раз бороться за мандаты предстоит идеологически неотличимым партиям.
Евроатлантическая интеграция, освобождение оккупированных территорий, укрепление обороноспособности страны, борьба с коррупцией и экономические реформы – в этом сезоне предвыборные программы похожи друг на друга, как никогда. Единственное существенное различие сохраняется между радикалами и умеренными. Первые, вроде Олега Ляшко, эксплуатируют шапкозакидательский воинственный популизм. Те же, кто идет в фарватере президента, настроены на политическое урегулирование кризиса. Собственно, вот и вся разница.
Как обычно, политические соперники соревнуются в сочинении программ и обещаний, но этого маловато. Предвыборных программ на Украине традиционно не читают (и не выполняют), поэтому товар нужно показать лицом. И на лица военных в этом сезоне особый спрос.
Депутатский батальон
Кого-кого, а военных в очереди за мандатами оказалось действительно много. Так, Арсений Яценюк и Александр Турчинов собрали под знамена своего Народного фронта целую армию. В первой десятке списка значатся командир батальона «Миротворец» Андрей Тетерук и комбат «Днепра-1» Юрий Береза, а на одном из мажоритарных округов Ивано-Франковской области за мандат будет сражаться комбат Нацгвардии Андрей Тирон. Кроме того, партия обзавелась Военным советом, в который вошли комбат «Азова» Андрей Билецкий, куратор батальона «Киев-1» Евгений Дейдей, комбат «Артемовска» Константин Матейченко и комбат «Чернигова» Роман Пицков. Чем именно будет заниматься этот партийный орган, пока неизвестно. Зато представительство получилось внушительным. «Страшно, аж жуть».
Свою армию поведет на штурм политического Олимпа и мэр Львова Андрей Садовой. Именно ему удалось привлечь в собственную партию «Самопомощь» главную фронтовую звезду страны – командира батальона «Донбасс» Семена Семенченко. Кроме комбата, по списку «Самопомощи» пойдут руководитель батальонной пресс-службы Павел Кишкарь, руководитель фонда помощи батальону Наталия Веселова, бойцы «Донбасса» Ярослав Маркевич и (по мажоритарному округу) Вячеслав Кишиченко.
А вот в Блоке Петра Порошенко решили фронтовиками не увлекаться. В партийном списке значится лишь один военный – полковник ВВС Украины Юлий Мамчур, отличившийся героизмом при защите аэродрома Бельбек в Крыму. Юлия Тимошенко тоже обошлась всего одной фигурой – зато какой! Первым номером в списке «Батькивщины» идет Надежда Савченко, которая в июле попала в плен к сепаратистам и теперь находится под арестом в Российской Федерации. Также по мажоритарному округу в Киеве от «Батькивщины» пойдет сестра летчицы Вера.
В рядах Радикальной партии Олега Ляшко оказались комбат батальона «Луганск-1» Артем Видко и представитель батальона «Айдар» Сергей Мельничук. Еще один боец «Айдара», Александр Кралюк пойдет на выборы по списку «Гражданской позиции» Анатолия Гриценко. А вот известный сотник Майдана и командир роты батальона «Днепр» Владимир Парасюк идет на выборы самовыдвиженцем.
Укрощение строптивых
На первый взгляд массовый «призыв» военных в партийные ряды выглядит откровенно популистским решением. Общество охвачено военно-патриотическими страстями, и грех было этим не воспользоваться. Внося в списки имена комбатов, партийные бонзы конвертируют их героический образ в собственный политический капитал. Певички, спортсмены и литераторы в стенах Верховной рады выглядят случайными посетителями, отставшими от экскурсионной группы. Другое дело – комбаты, каждый из которых сойдет если не за матроса Железняка, то уж точно за умудренного фронтовым знанием жизни ветерана.
При этом риски здесь практически нулевые. Ни экономических ресурсов, ни политического влияния у ребят в форме нет – по большей части это вообще случайные люди, оказавшиеся в страшном месте в страшное время. Поэтому у лидеров фракций они будут на коротком поводке. Например, Надежду Савченко «Батькивщина» заполучила, пообещав ее родственникам посодействовать освобождению летчицы. «Мы не собирались ничего такого делать, но правовое поле в этом деле отсутствует. После выборов про него если не забудут, то забудут наполовину, поэтому нужно перевести его в политическую плоскость, – объяснила политический дебют сестры Вера Савченко. – Тимошенко может помочь, это узнаваемый в Европе человек».
Однако у этой «мобилизации» есть и другой, менее очевидный смысл. Дело в том, что с началом войны командиры добровольческих батальонов начали стремительно набирать популярность. Взять хотя бы Семена Семенченко, который за какие-то несколько месяцев из безвестного активиста донецкого Евромайдана превратился в лидера мнений в масштабе страны. Несмотря на скандальные разоблачения, Семенченко завоевал успех публики – не зря за его благосклонность боролись Турчинов с Яценюком.
В какой-то момент политический класс Украины почувствовал угрозу, исходящую от фронтовиков. Они, чего доброго, могут оседлать протестные настроения. Тем более что угрозы «пойти на Киев» из среды военных уже звучали. Одно дело, когда у здания администрации президента митингуют гражданские активисты, и совсем другое – когда митингует батальон. Поэтому во избежание эксцессов было решено «оседлать» сами батальоны, интегрировав знаковые фигуры в свои проекты.
А уж способность переваривать даже самых принципиальных активистов у украинского политического класса развита феноменально. Размахивать кнутом перед свадебными генералами вовсе не обязательно – достаточно, чтобы они взяли пряник. Помните активиста Евромайдана Дмитрия Булатова, которого в январе похитили и пытали титушки? В правительстве Яценюка он возглавил Министерство молодежи и спорта и всего через полгода обзавелся недвижимостью и попал в коррупционный скандал. И, несмотря на изуродованное титушками ухо, Булатов стал обычным функционером, за которым на баррикады уже никто не пойдет.
В общем, досрочные выборы нужны не только чтобы зафиксировать победу прозападного политического крыла и развеять сомнения в легитимности Рады. За переходящим в фарс популизмом стоит вполне прагматичный расчет. Подыгрывая народным настроениям, политический класс устанавливает контроль над обществом и нейтрализует потенциальных буйных. Если все сложится удачно, в ближайшее время «революционные матросы» из добровольческих батальонов будут служить делу контрреволюции.