Все фото: Владимир Шведов / Slon.ru

Традиция отвечать на поднявшуюся волну уличного протеста идеологически верными демонстрациями была заложена еще после первых крупных выступлений оппозиции на Болотной и Сахарова. И, несмотря на то что сейчас на шествия и демонстрации уже не выходит столько же людей, как в феврале 2012 года, поляризация в обществе и на улице только усилилась. 

Даже внутриполитическая повестка неизбежно сводится к конфликту на Украине, и потому закономерным ответом на прошедший неделю назад Марш мира стала акция скорби по павшим в Донбассе. И если откровенно милитаристский митинг в поддержку боевых действий в Новороссии был отменен в последний момент с сомнительной формулировкой, то акция на Поклонной горе готовилась, как и Марш мира, против кровопролития.

Сравнение с шествием оппозиции подразумевает неизбежное жонглирование цифрами пришедших. Митингу была дана мощнейшая медийная поддержка – прийти на Поклонную гору звали с экранов на станциях метро, анонсировали акцию на «Первом канале». Несмотря на это, заявлено было скромных три тысячи участников. По итогам полиция сообщила, что на митинг пришло не меньше 17 тысяч человек, и даже пообещала привлечь к административной ответственности организаторов – Национальную родительскую ассоциацию и объединение «Матери России». 

***

Поклонная гора – привычное место для торжественных собраний в поддержку государственной политики. Еще за полтора часа до начала акции у площади паркуются заказные автобусы и группы людей с флагами георгиевской расцветки нестройными колоннами идут к монументу Великой Отечественной войны. Вместе с тем много и семей с детьми, людей всех возрастов с цветами и георгиевскими лентами. Как и всегда, свое место нашли казаки под знаменем с ликом Христа, и ветераны всех возможных войн.

На митинг собрались участники всех парламентских партий. Неожиданно для многих пришли даже представители «Гражданской платформы» – впрочем, без флагов и транспарантов, только в куртках с фирменной буквой «Я». 

– У меня двоюродный брат на Украине, такая эйфория у них была, носились с этим Майданом. Я с ними не спорила, потому что вообще придерживаюсь либеральных ценностей. Но ведь воды горячей нет уже все лето! Сами себя обидели. Ну ничего, они уже потихоньку одумываются, понимают, что дали маху с этим Порошенко, – делится наболевшим интеллигентного вида немолодая женщина из партии Прохорова.

Интересуюсь, какие вообще перспективы теперь у братского народа. 

– Так в Европу все равно рано или поздно, куда ещё. Она же наполовину интегрировалась-то и так, Украина. Столько молодежи уже в Германию, Грецию, Францию работать едут.

В качестве сцены оргкомитет решил использовать памятник жертвам Великой Отечественной войны «Трагедия народов», подчеркивая желаемые исторические параллели. Параллели эти, однако, вызвали резкое осуждение у некоторых из пришедших. 

– Наши деды за Родину воевали, а сейчас забросит Путин своих зеленых человечков, куда ему надо, а потом мы на акции скорби ходим, будто вовсе ни при чем. Кощунство! – возмущался широкоплечий мужчина в камуфляжном костюме.

Внимание привлекла группа молодых людей, поднявшихся на сцену с черными воздушными шарами и фотографией улыбающейся женщины с подписью «Слово убивает».
– Да разве вы не знаете, кто это? Это Джен Псаки, пресс-секретарь Госдепа! Что она делает? Троллит, говорить не умеет, на вопросы не отвечает. Нет для нее понятия человеческого, нет представления о жизни. Для них – таких, как она, – есть только те понятия, которые они себе придумали, которые захотели. А мы с этим не согласны.
– Кого же вы представляете?
– Сами себя представляем. В целом людей и нацию нашу. Народ наш – русский, славянский.
Кроме черных шаров у них в руках плакат «От «Града» не бывает зонтов» и – в диалектическом единстве с плакатом – набор зонтиков, может быть, и бессильных против «Града», но вполне защитивших от начинавшегося дождя.
Организация подводила – начало задерживалось. Даже пришедший на акцию депутат Железняк жаловался на расхлябанность сенатору Валентине Петренко, известной в первую очередь своей неординарной прической.
Среди транспарантов, передающих слова поддержки Новороссии и напоминающих, что Путин – наш президент, выделялся самодостаточной горделивостью один шаблон. Он ободрял тем, что «Когда мы едины, мы непобедимы», и предлагал «Fuck America» путем сбора средств в помощь Донбассу.
– Ничего себе они плакат сделали, а? А их за это не упекут? Закон о мате там, того…
– Нет, вряд ли. Это же все-таки англоязычное ругательство, а мы в России как-никак, – успокоил я заволновавшегося митингующего. Мой ответ его отчего-то очень воодушевил.


– Правда? Ну вот и славно! Я вообще думаю, что где мы живем, там по своим законам и должны жить. А пиндосы глупые еще сами не сообразили, какую яму себе роют!
Наконец митингу было дано начало. Продлился он не дольше получаса. Дети многодетной беженки из Донецкой области читали со сцены стихи неизвестного автора: «Их бомбят из мощных самолетов армии жестокие бойцы. Мама день и ночь сжимает фото. Президент ликует: «Молодцы!»» Один из организаторов, глава Ярославского отделения Национальной родительской ассоциация Марианна Шевченко, говорила о 50 тысячах подписей за расследование трагедии в Одессе, ждущих рассмотрения в ООН и ОБСЕ. Ветеран Афганистана ностальгировал о светлом времени СССР. Актриса Елена Овчинникова прочла стихотворение, написанное специально к маршу тех, кто возомнил себя носителями правды и морали, но на деле развязал руки убийцам. В нем она призывала предателей и негодяев не прикидываться защитниками права, а бежать из страны и маршировать по Крещатику.
Наибольший ажиотаж вызвало появление известного мыслителя Александра Проханова.
– Этого парня я уже видел по телевизору. Он специфический такой весь! Но вообще нормальный. Вроде как патриот, а это главное, – подсказал мне молодой человек под флагом ЛДПР.
Один из главных идеологов «русской весны» обещал после митинга поставить свечи за упокой павших и славу сражающихся за Новороссию – единственную небесную стену, о которую разобьет башку космическое чудовище фашизма. То самое чудовище, что питается кровью и выворачивает все мучения напоказ: если вешает невинных, то на виселице с цветными ленточками; если отсекает голову, то под музыку Вивальди. 
– Не существует двоемыслия в войне. Есть враг и защитник! Не мы здесь «world evil empire», и не мы «dangerous neighbor», – сыпал англицизмами забравшийся на сцену из толпы самопровозглашенный «крымский монах». Он же предупреждал, что врага можно опознать по фильмам ужасов, порнографии и что вообще не надо «очень много думать».
– Мы слишком понадеялись на то, что фашизм погиб, что фашизм ушел – подводил итог ведущий митинга. – Я еще раз благодарю всех, кто выразил свою гражданскую позицию, кто объединился вокруг этого страшного горя. Кто готов стоять за интересы разума, мира, добра – во имя наших детей.