Руководитель фракции ЛДПР Владимир Жириновский и председатель Комитета ГД по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий на пленарном заседании Государственной думы РФ. Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС

Государственная дума призвала парламентариев мира провести независимое международное расследование преступлений против мирного населения юго-востока Украины. Об этом говорится в специальном обращении, которое депутаты приняли почти единогласно: 428 были за, один человек воздержался. 

В самом начале авторы документа напоминают: «Найденные в сентябре 2014 года под городом Донецком захоронения десятков замученных и расстрелянных людей, ставших жертвами проводимой киевской властью так называемой антитеррористической операции, свидетельства пыток, издевательств, грабежей и насилия на территориях, контролируемых украинскими силовиками, носят массовый характер. Применение запрещенных средств и методов ведения войны, бесчеловечное обращение с пленными стали повседневной реальностью». 

Текст был подготовлен и внесен лидерами всех четырех парламентских фракций и председателем палаты Сергеем Нарышкиным, поэтому возражений по существу в ходе дискуссии не звучало: только терминологические разногласия всплыли пару раз. Тамара Плетнева из КПРФ возмущенно осведомилась у докладчика, главы Комитета по делам СНГ Леонида Слуцкого: «Признали мы итоги референдума, и вдруг в названии – и везде в постановлении – говорим о юго-востоке Украины. Не считаете ли вы правильным написать, что это «Луганская народная республика» и «Донецкая народная республика»? И никакого слова «самопровозглашенная» быть не должно! Потому что это опять двойственное отношение, как будто мы заигрываем перед западными странами, куда будет направлено наше обращение!» 

«Думаю, что в этом зале, – пустился в разъяснения докладчик, – по крайней мере по отношению к данному досье, двуличных людей нет. Для себя мы называем эти территории самым понятным образом. Но если писать, обращаясь к парламентам мира: «ДНР, ЛНР, Новороссия», – те формулировки, которые в информационном и политическом пространстве этих стран подаются нашими (как я их называю) стратегическими друзьями, в первую очередь Соединенными Штатами, совершенно иным образом, – это будет разговор слепого с глухим! Мы должны делать все, чтобы нас слышали – по принципу «чем больше нас среди них, тем меньше их среди нас»! Если мы не хотим помогать нашим стратегическим оппонентам делать из нас мировых изгоев, а хотим, чтобы мировая парламентская дипломатия сплотилась на позициях здравого смысла, думаю, что это без утопии реально – мы употребляем то выражение, которое существует сегодня в международных организациях, мировом праве по отношению к данной территории!»

Такая аргументация на время снизила накал страстей. Но лишь до тех пор, пока на трибуну с выступлением от фракции не вышел лидер ЛДПР, который попенял МИДу, явно (с точки зрения В. Жириновского) «подработавшему» текст, что такая мягкотелость в вопросах войны и мира большого положительного значения не будет иметь. «Правильно сказала Плетнева… Это не «город Донецк» – Донецкая народная, Луганская народная и Новороссия. Или вот – граждан, погибших на юго-востоке Украины: если это юго-восток Украины, чего вы тогда вмешиваетесь?» – как-то непривычно спокойно и тихо роптал Жириновский. После обязательной порции слов в поддержку русского народа по всему миру депутат поинтересовался: «Пушкова (А. Пушков – председатель Комитета ГД по международным делам. – Slon) в зале нет?» Убедившись в отсутствии оппонента, Жириновский повторил свою мысль, весьма жестко раскритикованную Пушковым при принятии предыдущего заявления по Украине: «Надо выйти из ПАСЕ – пока на время, и в любом случае прекратить финансирование! До тех пор, пока делегации не восстановят все полномочия!»

Лидер думских единороссов Владимир Васильев был настроен мирно, но решительно. «Сегодняшнее обращение – совершенно правильный, взвешенный, содержательный документ. Он направлен в первую очередь на то, чтобы была более ясная картина и чтобы тяжесть происходящего еще раз позволила тем, кто делает вид, что не видит, не слышит или, скрываясь от своей совести за той пропагандой, которая закрывает все эти безобразия, пока не реагирует. Мы настаиваем только на одном и просим только одного: беспристрастного, объективного международного расследования», – заключил В. Васильев после того, как привел признанную ООН статистику жертв конфликта. 
Более воинственной оказалась речь Михаила Емельянова из «Справедливой России». «Мы в своей политике должны быть более прагматичны, более ответственны и тоже показывать силу, – начал уговаривать и без того согласных коллег депутат. – Мы с тревогой наблюдаем за тем, что появляются сообщения: то Германия хочет своих солдат под разными предлогами направить на Украину, то Соединенные Штаты – поставлять оружие… Россия должна обозначать некие «красные линии»; если Запад перейдет эти красные линии (либо появятся американские вооружения, либо европейские солдаты), мы тоже не должны быть равнодушны к нашим братьям в Новороссии, тоже должны им помогать! Дипломатические усилия необходимо сочетать с проявлениями силы и не бояться этого! Тогда мы сможем защитить народ Новороссии, который этого заслуживает!» – помитинговав, научил коллег правильному поведению на внешнеполитической арене Емельянов. 
Собственно, больше одобрять или осуждать было нечего. Л. Слуцкий поблагодарил зал за конструктивное сотрудничество и резюмировал: «Мы постарались, чтобы документ произвел должное впечатление».