Руководитель фракции ЛДПР Владимир Жириновский и председатель Комитета ГД по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий на пленарном заседании Государственной думы РФ. Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС
Государственная дума призвала парламентариев мира провести независимое международное расследование преступлений против мирного населения юго-востока Украины. Об этом говорится в специальном обращении, которое депутаты приняли почти единогласно: 428 были за, один человек воздержался.
В самом начале авторы документа напоминают: «Найденные в сентябре 2014 года под городом Донецком захоронения десятков замученных и расстрелянных людей, ставших жертвами проводимой киевской властью так называемой антитеррористической операции, свидетельства пыток, издевательств, грабежей и насилия на территориях, контролируемых украинскими силовиками, носят массовый характер. Применение запрещенных средств и методов ведения войны, бесчеловечное обращение с пленными стали повседневной реальностью».
Текст был подготовлен и внесен лидерами всех четырех парламентских фракций и председателем палаты Сергеем Нарышкиным, поэтому возражений по существу в ходе дискуссии не звучало: только терминологические разногласия всплыли пару раз. Тамара Плетнева из КПРФ возмущенно осведомилась у докладчика, главы Комитета по делам СНГ Леонида Слуцкого: «Признали мы итоги референдума, и вдруг в названии – и везде в постановлении – говорим о юго-востоке Украины. Не считаете ли вы правильным написать, что это «Луганская народная республика» и «Донецкая народная республика»? И никакого слова «самопровозглашенная» быть не должно! Потому что это опять двойственное отношение, как будто мы заигрываем перед западными странами, куда будет направлено наше обращение!»
«Думаю, что в этом зале, – пустился в разъяснения докладчик, – по крайней мере по отношению к данному досье, двуличных людей нет. Для себя мы называем эти территории самым понятным образом. Но если писать, обращаясь к парламентам мира: «ДНР, ЛНР, Новороссия», – те формулировки, которые в информационном и политическом пространстве этих стран подаются нашими (как я их называю) стратегическими друзьями, в первую очередь Соединенными Штатами, совершенно иным образом, – это будет разговор слепого с глухим! Мы должны делать все, чтобы нас слышали – по принципу «чем больше нас среди них, тем меньше их среди нас»! Если мы не хотим помогать нашим стратегическим оппонентам делать из нас мировых изгоев, а хотим, чтобы мировая парламентская дипломатия сплотилась на позициях здравого смысла, думаю, что это без утопии реально – мы употребляем то выражение, которое существует сегодня в международных организациях, мировом праве по отношению к данной территории!»
Такая аргументация на время снизила накал страстей. Но лишь до тех пор, пока на трибуну с выступлением от фракции не вышел лидер ЛДПР, который попенял МИДу, явно (с точки зрения В. Жириновского) «подработавшему» текст, что такая мягкотелость в вопросах войны и мира большого положительного значения не будет иметь. «Правильно сказала Плетнева… Это не «город Донецк» – Донецкая народная, Луганская народная и Новороссия. Или вот – граждан, погибших на юго-востоке Украины: если это юго-восток Украины, чего вы тогда вмешиваетесь?» – как-то непривычно спокойно и тихо роптал Жириновский. После обязательной порции слов в поддержку русского народа по всему миру депутат поинтересовался: «Пушкова (А. Пушков – председатель Комитета ГД по международным делам. – Slon) в зале нет?» Убедившись в отсутствии оппонента, Жириновский повторил свою мысль, весьма жестко раскритикованную Пушковым при принятии предыдущего заявления по Украине: «Надо выйти из ПАСЕ – пока на время, и в любом случае прекратить финансирование! До тех пор, пока делегации не восстановят все полномочия!»