Поздним вечером в пятницу международное рейтинговое агентство Moody's понизило кредитный рейтинг России с Baa1 до Baa2. Причины: кризис на Украине, а также введенные в отношении России экономические санкции. Однако это не очень испортило конъюнктуру российских рынков акций и валюты. По крайней мере с утра в понедельник – когда рубль пытался стабилизироваться после пятничного коррекционного повышательного ралли, а акции дорожали. И это довольно необычно: негативное рейтинговое действие одного из ведущих агентств почему-то не напугало инвесторов. Почему? Все дело в деталях самого понижения.

Если посмотреть на сравнительную таблицу соответствия шкал рейтингов ведущих агентств, то видно, что Moody's держалось до последнего, выставляя России самую высокую оценку среди главных агентств. Так, S&P, носящее имидж самого консервативного агентства, уже в конце апреля решило, что на фоне украинского кризиса России положен последний уровень в подгруппе инвестиционных рейтингов со степенью надежности ниже средней. Fitch месяцем ранее, в марте, ухудшило прогноз по долгосрочному рейтингу дефолта эмитента РФ на уровне «ВВВ» со стабильного до негативного.
В результате сейчас рейтинг Moody's оказался на уровне Fitch и на одну ступень выше оценки S&P. При этом привлекательность России на инвестиционном уровне пока еще сохраняется в диапазоне выше спекулятивного (группы Ba, BB и ниже). 
Между тем прогнозы снижения рейтинга витали в воздухе в последние недели. Так, в середине октября бывший вице-премьер Алексей Кудрин не исключил риска снижения суверенных рейтингов России на фоне продолжающегося падения цен на нефть и последствий западных санкций. Примерно тогда же глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что у международных рейтинговых агентств нет оснований для снижения суверенного рейтинга России, хотя «разговоры и слухи» об этом ходят. Министр тогда подчеркнул, что подобные действия будут свидетельствовать либо о некомпетентности, либо об ангажированности.
Несогласие с рейтинговыми агентствами довольно часто выказывают крупные эмитенты и даже целые страны. Можно вспомнить США, которые подали в суд на S&P после понижения рейтинга в августе 2011 года или ВТБ, отказавшийся от услуг Fitch и обвинивший агентство в шантаже после разрыва отношений. Россия же, похоже, намерена кардинально решить проблему с влиянием рейтинговых агентств на экономику. Ведь от уровня рейтинга напрямую зависит цена заимствований не только для страны (с этим проще: сейчас Россия их и так почти не занимает), но по цепочке и для всех российских компаний (которым стоимость кредитов сейчас как раз очень важна).
В этой связи правительство уже готовит ответ в виде создания в России национальной рейтинговой системы: новый закон будет регламентировать, как, для чего и какие рейтинги могут применяться. При этом будут обозначены требования к рейтинговым агентствам. И все же высоки шансы, что резких движений с нашей стороны не будет. Россия уже не первый месяц живет в условиях санкций, продолжая сотрудничать с ведущими карточными платежными системами и SWIFT (международной межбанковской системой передачи информации и совершения платежей). Это дает надежду, что и с рейтинговыми агентствами будет найден общий язык.