Петр Порошенко. Фото: REUTERS / Valentyn Ogirenko
Голосование на внеочередных парламентских выборах на Украине закончилось, и, судя по данным экзит-поллов, его результаты хоть и отличаются от тех, которые предсказывали социологи, но не настолько, чтобы принципиально изменить ситуацию. Радикальные оппозиционные силы в Верховной раде слабы и раздроблены, а обе лидирующие партии вполне договороспособны. Поэтому политический вес Порошенко на Украине будет расти и дальше. А Рада, как и прежде, останется местом для дискуссий, стендапов и политического реслинга.
Итак, по данным Национального экзит-полла «Рада-2014», в украинский парламент проходят семь партий. На первом месте – Блок Петра Порошенко (23%); на втором с небольшим отрывом – Народный фронт (21,3%). На третьем оказалась партия львовского мэра «Самопомощь» (13,2%), которую еще месяц назад считали непроходной. Сразу за ней идет Оппозиционный блок, состоящий из бывших регионалов и прочей старорежимной братии. Наскрести свои 7,6% им удалось в основном на освобожденных территориях Донбасса. А вот Радикальная партия Олега Ляшко свой рейтинг до выборов не донесла: от августовских почти 20% у ляшковцев осталось всего 6,4%. Замыкают список «Свобода» (6,3%) и «Батькивщина» (5,6%). Данные Международного экзит-полла немного отличаются, но несущественно – плюс-минус процент.
Лидеры
Итак, что же получается? С именным блоком Порошенко все ясно – это партия власти, в которой президент собрал не столько самых лучших, сколько самых нужных (для себя лично) людей. По такому же принципу были построены кучмовская СДПУ(о) и Партия регионов. Как показывает опыт, другого способа построить работающую вертикаль власти на Украине нет. Страна увязла в клановых лояльностях и кумовстве, поэтому проверенных людей приходится таскать за собой везде. Как показывает история предшественников, такой подход оправдан – чтобы отстранить от власти Кучму и Януковича, потребовались Майданы.
Народный фронт, почти сравнявшийся с партией президента, принято считать плодом революции и торга. Яценюк и Турчинов собрали вокруг себя группу, которой пришлось управлять страной в самый сложный момент – сразу после Майдана. Тут тебе и аннексия Крыма, и бунт на востоке. Поэтому и риторика у них военная, и военных в избирательном списке целая рота. Однако их бряцание оружием происходит в рамках спора о цене сотрудничества. Лидеры Народного фронта слишком долго пробыли в оппозиции к Януковичу, чтобы опять возвращаться в эту нишу. Тем более что Яценюк и Турчинов уже поработали с Порошенко в качестве премьера и главы парламента. Их самостоятельный поход на выборы говорит лишь о том, что предыдущий раунд переговоров оказался не очень плодотворным. Впрочем, фронтовики не унывают – уже сейчас они ведут переговоры о создании коалиции в парламенте.
Также вполне лояльной Порошенко выглядит партия «Самопомощь». Ее глава Андрей Садовой оставался мэром Львова – уже восемь лет – и при Ющенко, и при Януковиче, и теперь при Порошенко. Предусмотрительно отодвинув себя на 50-е место в списке «Самопомощи», он отправил на выборы (читай на разведку боем) свою команду, к которой в случае успеха присоединится в другой раз. Судя по всему, ниша оппозиционера Садового не привлекает – это совершенно системный человек, умеющий приспосабливаться, не теряя лица. Тем более что на роль оппозиционеров метят его заклятые друзья по борьбе за Львов – соратники Тягнибока из «Свободы».
В случае успешных переговоров три партии-лидера могут сформировать конституционное большинство. По крайней мере, уже вчера об этом высказались Порошенко и Турчинов.
Вредные малыши
В оппозиции, похоже, останутся три партии: «Свобода», «Батькивщина» и Радикальная партия. Все они имели большие амбиции, но получили маленькие результаты. «Свобода» почти десять лет штурмовала парламент, а когда в 2012 году попала туда с оптимистичными 10% поддержки, быстро их растеряла. Политический мастодонт «Батькивщина» когда-то был одной из правящих партий, а теперь с трудом преодолел проходной барьер. Не помогла даже летчица Савченко на первом месте списка. Что касается Ляшко, его проект сдулся так же быстро, как и надулся с помощью скандальных перформансов на военно-люстрационные темы.
Теперь невезучей троице, чудом преодолевшей пятипроцентный проходной барьер, не останется ничего другого, кроме как бузить. Имея в совокупности чуть больше 18%, повлиять на парламентский расклад у них не получится. Поэтому они в ближайшие четыре года будут ждать у моря погоды и время от времени пинать дохлую собаку, то есть остатки режима Януковича в лице Оппозиционного блока. Сам же Оппоблок, скорее всего, будет вести себя тихо и с благодарностью примет роль жупела. Обидно, но им выбирать не приходится: тут не до жиру, быть бы живу. Впрочем, изгонять его из парламента никто не станет, чтобы на Западе не упрекнули в отсутствии политического плюрализма.
Набрать вес благодаря коалиции с Оппозиционным блоком мелкие оппозиционеры вряд ли решатся. Хотя от «Батькивщины» можно всякого ждать – после первого Майдана Тимошенко вполне спокойно дружила с Януковичем против Ющенко и даже проектировала с ним «широкую коалицию». Тем более что теперь ей терять уже нечего – из украинской Жанны д'Арк она давно превратилась в назойливую Шапокляк. А вот националистам из «Свободы» публичный альянс с регионалами окончательно доломает рейтинг. Впрочем, негласное сотрудничество вполне возможно. В конце концов, при Януковиче «Свобода» делала рейды по электоральным тылам оранжевой оппозиции. Это же касается и Ляшко, не слишком разборчивого в политических связях.
Повлиять на парламентский расклад могут кандидаты, избиравшиеся по мажоритарным округам, среди которых немало самовыдвиженцев. Впрочем, как показывает опыт Рады прошлого созыва, они склонны идти в фарватере сильных игроков и охотно присоединяются к фракциям. Поэтому новый украинский парламент наверняка будет президентским в той степени, в которой Порошенко будет оставаться самым сильным политиком в стране.
Оппозиция слаба, и особых хлопот не доставит, а особо буйных будет сдерживать принятый закон о люстрации. Он ведь как дышло: и поворачивается хорошо, и огреют – мало не покажется. Приведет ли все это к узурпации власти группой Порошенко, зависит от самого Порошенко. В любом случае от парламента на Украине всегда было мало толку. А сейчас стране, как никогда, нужна сильная власть: и чтобы реформы провести, и чтобы попросту не развалиться.