Это обязательно должно было случиться – финансовые правила, разработанные полвека назад, не могли работать вечно. Особенно если вместо шести богатых и доверяющих друг другу государств по этим правилам начинает жить целая орда из 28 стран, имеющих между собой очень мало общего. Конфликт из-за методики расчета взносов в единый бюджет Евросоюза был неизбежен. И вот наконец он случился.
Чиновники из Евростата, перепроверяя прошлую отчетность, вдруг обнаружили, что Великобритания должна доплатить в бюджет ЕС 2,1 млрд евро недоимок. А пойдут эти деньги в основном Франции и Германии, потому что они, как оказалось, наоборот, в общий бюджет переплатили. Но британцы отказываются дарить французам и немцам за просто так два миллиарда евро, и лидеры ЕС теперь думают, как бы сделать так, чтобы британский отказ не разрушил вообще всю систему расчета взносов в бюджет Евросоюза.
Исправлено и дополнено
В 2013 году суммарный размер платежей всех 28 стран ЕС в общий бюджет Союза составил 150 млрд евро. Эта сумма берется исходя из расходов: вот столько мы запланировали в этом году потратить – надо это как-то покрыть. Покрывают из десятков мелких источников: таможенные пошлины, акцизы на сахар, какие-то штрафы. Плюс с каждой страны берут 0,3% с ее базы НДС. Но все это вместе уже давно не покрывает и половины всех расходов, поэтому оставшееся просто распределяют между странами пропорционально размеру их ВВП.
То есть в руках неприметных клерков из Евростата сосредоточена власть над миллиардами евро. Небольшое уточнение в расчетах ВВП – вот как сейчас, – и вдруг оказывается, что одна группа государств ЕС должна другой группе государств ЕС несколько миллиардов евро. Потому что первая группа государств занижала свой ВВП и платила меньше, чем положено. А вторая группа ВВП не занижала и из-за этого платила больше положенного. Это несправедливо, поэтому пусть первые доплачивают то, что недоплатили, а вторые, наоборот, получают обратно переплату.
Такие уточнения размеров ВВП и связанных с ним платежей происходили и раньше. Но особых проблем они не вызывали, потому речь обычно шла о нескольких миллионах евро и они довольно произвольно выпадали разным странам то в плюс, то в минус. Но по мере того, как Евросоюз богател, расширялся и углублял интеграцию, эта проблема становилась все более серьезной, потому что в бюджете ЕС росли не только расходы, но и та их доля, которую приходится покрывать пропорционально ВВП. Например, в 1999 году, на заре эры евро, ЕС собирал пропорционально ВВП всего 37,5 млрд евро, а в 2013 году – уже 110 млрд евро.
Соответственно и поправки в этом году вышли невиданных размеров. Британская недоимка самая большая – 2,1 млрд евро. Еще из крупных есть 643 млн евро у Нидерландов и 340 млн у Италии, дальше уже совсем мелочь у Греции и Кипра. А среди тех, кому эти недоимки достанутся, лидирует Франция (1 млрд евро), Германия (780 млн) и Дания (320 млн).
По сути, получается, что британцы, голландцы и чуть-чуть итальянцы должны скинуться и отдать несколько миллиардов французам, немцам и датчанам, потому что в Евростате внесли уточнения в расчеты. И Франция, и Германия, и Дания платят в бюджет ЕС значительно больше, чем оттуда получают, и с их стороны такая компенсация выглядит довольно справедливо. Но Британия, Голландия и Италия тоже платят в бюджет ЕС больше, чем оттуда получают, и тут в справедливости во взимании недоимок уже гораздо меньше.
Все компенсируют всем
Чиновники ЕС уверяют, что все справедливо и искать в их действиях интриги или лоббизм бесполезно. Евростат не сам собирает данные, а пользуется в своих расчетах тем, что ему предоставляют сами страны ЕС. Просто раньше британцы хитрили и не учитывали при расчете своего ВВП разные неформальные сектора экономики, типа проституции. Германия, например, их давно учитывает и из-за этого больше платит, а британцы – нет. Поэтому для справедливости с 2014 года Брюссель обязал все страны ЕС учитывать неформальные сектора. В результате британский ВВП резко вырос – вот и вышли недоимки.
Но ясности в распределении недоимок это объяснение все равно не добавляет. Проституцию раньше в ВВП не учитывала не только Британия – например, Польша ее тоже не считала. Но теперь поляки учли проституцию так, что Евросоюз оказался им еще должен: по результатам уточнений у них нашли переплату на 310 млн евро. А британский учет проституции почему-то добавил им недоимку на целых два миллиарда.
Есть и другие вопросы. Почему, например, Дании помимо компенсации, связанной с перерасчетом ВВП, полагается еще одна, 130 млн евро, за то, что Дания платит в бюджет ЕС больше, чем оттуда получает. А Швеции за то, что она платит в бюджет ЕС больше, чем оттуда получает, полагается компенсация 695 млн евро. При этом если мерить отрицательное сальдо в платежах Швеции в деньгах, то оно окажется всего в два раза больше датского, а размер компенсации почему-то отличается в пять раз. Почему в Брюсселе решили, что все эти суммы и соотношения должны быть именно такими?
Почему при общем правиле платить в бюджет ЕС 0,3% от базы НДС Германии разрешают платить всего 0,15%? А Голландии – вообще 0,1%? И та и другая платят больше, чем получают, но почему именно такое соотношение? А для Австрии эта ставка составляет вообще 0,225%. При этом Австрия как вечный донор ЕС получает еще и сложную, убывающую с годами компенсацию 30 млн евро в 2014 году, 20 млн евро в 2015 году и 10 млн евро в 2016 году. Наконец, сама Британия получает от ЕС компенсацию в размере 66% от разницы между тем, что она заплатила, и тем, что она получила из общеевропейского бюджета.
Радость компромисса
То есть к каждому правилу, по которому рассчитывается взнос страны в общий бюджет, применяется бессистемная куча льгот. Кому-то дают льготную ставку по НДС, кому-то – какую-то долю от переплаты, кому-то – просто деньгами и один раз, кому-то – деньгами и ежегодно. И все это каждый раз согласуется заново и со всеми.
В начале 1980-х, когда в ЕС было всего 10 стран и их уровень развития не особо отличался, Тэтчер могла сесть и договориться с Колем и Миттераном, что у Британии выходят слишком большие переплаты, поэтому пусть ей дадут льготу. Те смотрели на данные, видели, что там действительно переплаты, и делали для британцев разумное исключение. Но сейчас стран стало 28, их экономические показатели отличаются многократно, и исключения приходится делать для каждой страны. А общие правила вообще ни на кого не действуют – все держится на индивидуальных временных договоренностях с каждым из участников.
Приходит Франция и говорит, что ей надо 10 млрд евро субсидий для фермеров. За ней Польша говорит, что ей надо 11 млрд евро на автострады. А потом приходит Британия и спрашивает, какого черта она должна все это оплачивать пропорционально ВВП, когда у нее самой фермеров три человека, а автострады давно построены. И так 28 государств, которые каждый раз сидят и практически с нуля выторговывают друг у друга скидки, компенсации, сокращения субсидий, заморозки проектов, льготные ставки и прочее. Ничего похожего на единообразные правила для всех. Кто как смог договориться, так потом и живет.
Возможно, нынешнее требование ЕС перебросить пару миллиардов из Британии во Францию и Германию в связи с перерасчетом ВВП само по себе и справедливо. Но оно нарушает тот хрупкий баланс льгот и компенсаций, которые в Евросоюзе все предоставляют всем, чтобы хоть как-то согласовать единый бюджет. Лишние 2,1 млрд евро – это больше 10% ежегодного платежа Британии в бюджет ЕС. У британцев отрицательное сальдо с Брюсселем в прошлом году и так было -8,6 млрд евро, куда там добавлять еще 2,1 млрд.
Но к сожалению, даже этот конфликт ценой в несколько миллиардов вряд ли сподвигнет лидеров ЕС на то, чтобы навести наконец хоть какой-то порядок в правилах формирования бюджета Союза. Им проще будет окончательно разругаться с Британией, и раз уж она надумала выходить, то попытаться успеть срубить с нее как можно больше денег на общие нужды. А потом продолжить между собой бесконечные переговоры, согласования и уступки. Потому что гордиться своим умением находить компромиссы – это ведь гораздо приятнее, чем всем жить по единообразным правилам, когда никакие компромиссы в принципе не требуются.