Иллюстрация: Мэтт Маурин

Хотя мы в России уже несколько месяцев вовсю бряцаем «Тополями», наращиваем оборонный бюджет и прочими способами готовимся к новой холодной войне с США, сами американцы пока всего этого не замечают. Ну или как минимум не считают вопрос взаимоотношений с Россией достаточно важным, чтобы обсуждать его в ходе избирательной кампании перед парламентскими выборами. Если ИГИЛ, Сирия и торговля с ЕС еще иногда всплывали на дебатах, то про украинский кризис американские кандидаты в сенаторы и конгрессмены вообще не вспоминали, и тем более не делали на эту тему программных заявлений. 

Другое дело, что они вряд ли сохранят такое равнодушие после избрания. Впервые с 2006 года республиканцы смогли получить большинство не только в Палате представителей, но и в Сенате, и теперь все оставшееся до президентских выборов время они будут фонтанировать новыми инициативами, чтобы наглядно доказать избирателям, как много у них замечательных управленческих идей. Среди них обязательно будут традиционные для республиканцев предложения пожестче вести себя с русскими, но еще более неприятными для России могут оказаться республиканские нововведения в энергетике.

Две палаты vs. один президент

Для президента Барака Обамы наступают непростые времена. Раньше инициатива была на его стороне, это он заваливал Конгресс новыми реформами, а республиканские конгрессмены их неконструктивно блокировали, мешая вести страну к процветанию. Даже если республиканцы и предлагали что-то сами, то все это можно было замотать в обсуждениях с помощью демократического большинства в Сенате. Теперь у республиканцев большинство в обеих палатах, и проявлять инициативу будут уже они, а президенту Обаме придется или подписывать принятые парламентом законопроекты, или накладывать на них вето, каждый раз объясняя публике, почему он это делает.

В каких областях республиканцы проявят наибольшую активность, догадаться нетрудно – у них этих областей не так много. Перед президентскими выборами 2016 года им надо привлекать массового избирателя, а его сложно привлечь предложениями снизить налоги или расходы госбюджета. Традиционная борьба с абортами и гей-браками тоже работает все хуже – любовь к консервативным религиозным ценностям слабеет даже в Штатах. Поэтому из сильных мест у республиканцев остается совсем немного: только безопасность, мировое лидерство и борьба с зелеными перегибами. Тут они и будут активничать.

Россия попадает сразу во все три рубрики. Она создает угрозы для безопасности США, мешая американцам свергать диктаторские режимы, типа Асада в Сирии. Она подрывает американское мировое лидерство, пересматривая границы в Европе и устраивая прокси-войны на востоке Украины. А зеленые перегибы тоже косвенно играют на руку России, потому что мешают США сконцентрироваться на развитии традиционной энергетики, отвлекая ресурсы на убыточную возобновляемую ерунду. Но теперь, когда у республиканцев есть большинство еще и в Сенате, а в рядах этого большинства – сразу несколько наиболее вероятных республиканских кандидатов в президенты на выборах 2016 года, они обязательно постараются с этим покончить. 

Вэник-2

Еще до победы на выборах в Сенат республиканские сенаторы пытались провести через палату более жесткие санкции против России. Весной  этого года, вскоре после присоединения Крыма, группа республиканцев во главе с Маккейном пыталась добиться одобрения Акта о предотвращении российской агрессии. Акт требовал предоставить Украине, Грузии и Молдавии официальный статус основных союзников США вне НАТО, начать активные поставки туда вооружений и разведданных, резко усилить американское военное присутствие в Восточной Европе, отказаться от любых переговоров с Россией о сокращении вооружений, заморозить активы и закрыть доступ к кредитам для крупнейших российских госкомпаний и много чего еще неприятного. Причем все это требовалось сделать всего через семь дней, если Россия не успеет за это время отвести свои войска даже от границ Украины, включая возвращение Крыма. 

Тогда Сенат, где большинство было у демократов, не принял этот акт. Скорее всего, не примут и сейчас – слишком он жесткий и явно делался для показухи, с расчетом, что его все равно провалят. Но зато в ускоренном порядке могут принять его немного смягченную версию – Акт о поддержке свободы Украины. Этот акт вводит санкции против любых российских компаний, которые как-то связаны с поставками оружия в страны СНГ, Восточной Европы и Сирию без согласия этих стран. Еще больше ограничивают продажу технологий и американские инвестиции в российскую энергетику. Также под санкции может попасть и «Газпром», если решит серьезно ограничивать поставки газа в страны НАТО, Украину, Грузию и Молдавию. 

Дополнительная неприятность парламентских санкций в том, что если их примут, то отменить их потом сможет только парламент. Потому что пока санкции против России со стороны США вводил только президент, и отменить их гораздо проще: с ним договорились – и он сам отменил. С парламентскими санкциями так не сделаешь: для их отмены потребуется одобрение обеих палат, а этого добиться очень непросто. Достаточно вспомнить, сколько возни было с поправкой Джексона – Вэника. Американскому Конгрессу для ее отмены потребовалось еще 25 лет после того, как основания для введения поправки перестали быть актуальными. 

Нужно больше трубопроводов

Но гораздо больше проблем России могут доставить те решения республиканского Сената, которые напрямую ее вроде бы и не касаются. Например, республиканцы уже пообещали, что сразу после бюджета они займутся тем, что наконец одобрят строительство гигантской системы трубопроводов Keystone XL, ведущей из канадской Альберты в американский Техас. Демократы шесть лет разными способами не давали приступить к реализации этого проекта, пугая, что он убьет в США альтернативную энергетику, навредит экологии, нарушит естественный ход жизни коренных народов и прочее. Но после одобрения обеими палатами Конгресса президенту Обаме будет очень сложно наложить вето на строительство. 

Keystone XL должен соединить нефтяные месторождения западной Канады, в том числе нефтяные пески Альберты с нефтеперерабатывающими мощностями Техаса и американскими портами в Мексиканском заливе. Канаде это позволит активно инвестировать в разработку нефтяных запасов Альберты, а США смогут практически полностью отказаться от импорта нефти из Венесуэлы, Африки и Ближнего Востока и даже начать экспорт канадской нефти. Понятно, что такой проект уже одними разговорами о будущей реализации может еще больше понизить и без того падающие цены на нефть.

Помимо Keystone, республиканцы уже несколько лет выступают с разными предложениями, которые должны облегчить жизнь американским нефте- и газодобывающим компаниям. Общий смысл их сводится к тому, что государство должно быстрее и больше выдавать лицензий на разработку месторождений углеводородов, быстрее и больше выдавать лицензий на экспорт сжиженного газа, отменить многолетний запрет на экспорт сырой нефти и не вводить жесткие экологические требования для угольных электростанций. Теперь многое из этого наверняка будет принято, потому что к республиканскому большинству добавится еще и аргумент о том, что США обязаны оказать энергетическую поддержку своим союзникам в Европе, которым Россия угрожает ограничить поставки газа по политическим мотивам. 

Конечно, все эти неприятности не начнутся уже завтра, и даже при республиканском большинстве в обеих палатах парламента на согласование и одобрение большинства их инициатив потребуется много месяцев. За это время антироссийский энтузиазм республиканцев может и ослабеть, особенно если конфликт на Украине окажется заслонен каким-то новым кризисом или просто пойдет на спад. А если не пойдет, то к антироссийским усилиям республиканских сенаторов и конгрессменов всего через два года может присоединиться республиканский президент, который, как когда-то Рейган, сделает борьбу с империей зла главным приоритетом внешней политики США.