Фото: John E. Marriott
Завтра, 7 ноября, Госдума рассмотрит поправки в Налоговый кодекс, по которым с 2015 года в России вводится новый налог на малый бизнес. Вчера об этом сообщила газета РБК, назвав и предварительные суммы нового сбора. Например, для общепита и розничной торговли базовая ставка – 600 тысяч рублей в квартал, однако регионы могут повысить ее в 10 раз либо вовсе отказаться от введения налога. Эта цифра неверна, сообщил Slon директор Центра налоговой политики МГУ Кирилл Никитин, знакомый с текстом поправок: в действительности предлагается взимать 600 тысяч в год, притом не по всей России, а только в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. И к тому же не в дополнение к существующим налогам, а вместо них.
В аппарате Комитета по бюджету Госдумы, который и внес поправки на голосование, комментировать их содержание отказались, сославшись на то, что после завтрашних слушаний текст проекта будет дорабатываться. Slon попросил экспертов оценить, насколько новая идея в зависимости от ее трактовки способна усложнить жизнь малому бизнесу.
Кирилл Никитин,
руководитель Центра налоговой политики экономического факультета МГУ
Предлагается новый местный сбор, уплачиваемый при ведении отдельных видов деятельности. Тех, по которым налоговый контроль сейчас фактически не осуществляется, – с высокой долей наличного оборота и крайне низкой фактической налоговой нагрузкой: торговли, бытовых услуг, перевозок, общепита. Сумма этого сбора вычитается из сумм налогов на доходы и на прибыль (то есть из НДФЛ, либо налога по упрощенной системе налогообложения (УСН) в случае ИП и налога на прибыль, либо налога по УСН в случае компании). А значит, если вы платите сколь бы то ни было разумные объемы этих налогов (а не рассказываете, что вот уже десять лет, а прибыли все нет), то ваша налоговая нагрузка не возрастет никак. Возможность этого сбора предоставляется исключительно городам федерального значения (Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю), которые сами решат, вводить или нет.
Тариф 600 тысяч рублей для общепита и торговли с площади объекта до 50 квадратных метров? Во-первых, это не в квартал, а в год (в документ, на который ссылаются журналисты, вкралась опечатка в заголовке таблицы); во-вторых, регионы могут как повышать тариф, так и понижать его до нуля. Ставки сбора очевидным образом взяты на основе патентной системы (ПСН).
В чем смысл введения нового режима? В его обязательности и в простоте администрирования в отличие от отмирающей ЕНВД (с ее смешными, по меркам мегаполиса, ставками, почему и не используется) и от ПСН. По сравнению со старой схемой налогообложения разница в том, что те, кто предпочитает не платить налогов вовсе, теперь налог платить будут. Это реализация четкой мысли: если ты ведешь бизнес в мегаполисе, пользуешься его ресурсами, инфраструктурой, то плати хоть какие-то налоги в его бюджет. Посмотрите на бюджеты североамериканских городов – они на 20–30% состоят из местных налогов на бизнес. В дополнение к федеральным налогам и налогам штата на доход или прибыль. В то, что вам не из чего его платить, вы годами убыточны или на грани выживания (в высокорентабельных отраслях в мегаполисах) – простите, не верится.
Предложен и понятный механизм администрирования: формируется перечень всех объектов, в отношении которых введен сбор независимо от величины их прибыли. Поэтому, конечно же, эти поправки будут приняты – в этом заинтересованы не только субъекты федерации, но и средний бизнес, который вынужден постоянно конкурировать с таким же, по сути, средним бизнесом под маской малого – который, притворяясь бедным и несчастным, уклоняется от налогов. Уверен, например, что этот сбор будет поддержан сетевыми ритейлерами. К тому же это новый инструмент фискальной самостоятельности регионов, а то мы любим регионам то новые обязательства по расходам вменять (например, майскими указами 2012 года), то вводить новые льготы по налогу на прибыль (например, для социальных организаций) на федеральном уровне – притом что налог на прибыль на 90% зачисляется в доход субъекта.
Марина Зайкова,
председатель комитета по налогам «Деловой России»
Отдавать на откуп местным властям еще один дополнительный сбор – это шаг в никуда: сегодня собираем с владельцев общепита, завтра собираем с владельцев собак, послезавтра с велосипедистов. Уже сейчас у регионов есть понятные, закрепленные в Налоговом кодексе способы увеличить налоговые поступления в абсолютном выражении. Регионы получают 90% от налога на прибыль, так что у них есть понятный выход: развивайте прибыльный бизнес, давайте ему льготы на первое время, чтобы потом он стал прибыльным.
У нас есть прекрасная выверенная схема патентного налогообложения. Все отчисления по ним тоже идут в бюджет региона. Вместо того чтобы сделать ставку патента минимальной, выманить на свет самозанятых и через некоторое время эту ставку повысить, большинство региональных властей делают патент неподъемным по цене для тех, кто только начинает свой бизнес, и хорошую идею патента губят в корне. Я думаю, что с введением новых сборов те, кто сейчас еще держится на плаву и даже зарабатывает на малом бизнесе, уйдут в тень, кое-кто, возможно, даже закроется.
Наряду с этим в регионах существует огромное количество скрытых сборов, от которых страдает в первую очередь малый и микробизнес. Например, в одном регионе всем представителям торговых организаций, чьи магазины находятся на первой линии, сказали закупить одинаковую тротуарную и бордюрную плитку и вымостить центральные улицы: или ты это делаешь, или теряешь право аренды. Надо бороться с ползущими поборами, а не создавать дополнительную нагрузку на бизнес.