Участники уличных протестов в Чильпансинго. Фото: REUTERS / Daniel Becerril

Несколько десятков тысяч человек протестуют в центре Мехико. Самые активные из них поджигают Дом правительства. Одновременно митингуют в десятках других городов, бьют окна, дерутся с полицией, все с пожарами и ранеными. Это мексиканцы так выражают свое возмущение массовыми политическими убийствами.

Как в Мексике могло случиться так, что власти берут и целенаправленно уничтожают полсотни человек зараз? Ведь, по нынешним гуманным временам, даже диктатуры не позволяют себе таких массовых политических расправ. А Мексика – это вообще полноценная демократия с реальной многопартийностью, с нормальными выборами, свободными СМИ, регулярной сменяемостью власти и прочими обязательными атрибутами цивилизации. И тем не менее эти атрибуты не помешали избираемым мексиканским властям убить 43 неугодных им студента, не затрудняя себя даже формальным судом и обвинениями.

Обогнать Судан

Если бы такое зверство, какое произошло в Мексике, позволил себе какой-нибудь диктаторский режим в Судане, Сирии или Бирме, то все мировые СМИ уже разрывались бы от праведного гнева, а США вместе с союзниками по НАТО собирали бы Совбез ООН с предложением немедленно бомбить и свергать этих людоедов. Но это диктатуры, а демократически избранные правители имеют полное право уничтожать собственных граждан в любых количествах и на любых основаниях.

В райцентре Игуала одного из беднейших мексиканских штатов Герреро пара сотен студентов местного педагогического училища решили устроить демонстрацию против того, что власти, по их мнению, выделяют недостаточно денег на школьное образование. Трудно придумать что-то более банальное и заурядное, но мэр Игуалы решил, что не даст студентам позорить себя перед губернатором, поэтому не выпустил их из города на митинг в столицу штата, Чильпансинго. Просто приказал полиции не выпускать автобусы со студентами из города, хотя вроде бы чего ему беспокоиться: его все равно горожане выбирают, а не губернатор назначает.

Мексиканские студенты оказались упорными: раз их не выпускают из города, то придется митинговать внутри. Но место надо выбрать такое, чтобы произвести наибольший эффект. Этим местом оказалась конференция, которую проводила Мария де лос Анхелес Пиньеда Вийа. Она известна не только звучным мексиканским именем, но и тем, что одновременно была главой местного отделения соцстраха, женой действующего мэра и кандидатом в будущие мэры. Мэру не понравилось, что студенты мешают предвыборной агитации его жены и преемницы, и он приказал арестовать надоедливых студентов. 

Уже в ходе погони за студентами полицейские, открыв огонь, успели застрелить шестерых и ранить еще 25 человек, среди которых были и просто случайные прохожие. Когда полиция наконец догнала автобусы с митингующими, часть студентов успела разбежаться и поэтому выжила. Но 43 человека были арестованы. Полицейские отвезли их за город и там передали в руки представителям местного наркокартеля «Объединенные войны» (это по названию штата, gerrero по-испански – воин). Бандиты запихнули студентов в грузовик и повезли дальше. По дороге 15 человек успели умереть от удушья, остальных застрелили и сожгли на костре из покрышек. То, что не сгорело, сложили в пакеты для мусора и бросили в ближайшую реку.

Провалы демократии

Это зверство настолько поражает своими масштабами и полным пренебрежением к человеческой жизни, что невозможно разобраться, кто именно в удивительном союзе мэра, полиции и наркоторговцев решил, что студентов надо уничтожить. Может, это мэр просто неудачно выразился, или полицейские его не так поняли, или неправильно передали бандитам, или те переусердствовали. Все это мелкие детали, не имеющие никакого значения на фоне чудовищного беспредела, когда мэр, полиция и наркоторговцы оказываются единой структурой, которая сжигает полсотни молодых людей на костре из покрышек за то, что те своим митингом помешали агитации нужного кандидата.

Но что невозможно проигнорировать, так это то, что все это происходит в условиях реальной демократии. Почему жене мэра надо было за себя кого-то агитировать? Потому что сам мэр не мог баллотироваться на второй срок. Еще в начале ХХ века главным достижением мексиканской революции был полный запрет на переизбрание всех выборных чиновников. И с тех пор, уже сто лет, этот запрет соблюдается самым строгим образом на всех ступенях государственной власти – от президента страны до мэров мелких городков. Сменяемость власти в Мексике регулярная и обязательная для всех без исключения. 

Еще интереснее, что политическая конкуренция в Мексике тоже реальная. Штат Герреро, где произошло массово убийство, – один из немногих в стране, где у власти находится оппозиция. Причем оппозиция сильно левая, почти антисистемная, которая еще ни разу не приходила к власти на федеральном уровне – слишком радикальными кажутся многим лозунги этих защитников рабочих и бюджетников. И вот именно к этой левой оппозиции и принадлежал мэр Игуалы, осознанно или случайно приказавший уничтожить 43 студента, чтобы те больше не досаждали его жене своими митингами. 

Мексиканский дачинг

Если переводить случившееся в Мексике на наши реалии, то студенты попытались устроить что-то типа смягченной версии дачинга, потому что митинговать они ехали не к частному дому мэра, а на конференцию его жены. В России дачинг закончился неправомерными задержаниями, нападением непонятных людей в гражданском, синяками и несколькими разбитыми фотоаппаратами. Потому что в России вроде как авторитарный режим, который профанирует выборы и душит СМИ и оппозицию. Высшие его функционеры не позволят митинговать около своих неправедно нажитых дач, даже если ради этого придется применить к митингующим противозаконные меры.

В Мексике люди митинговали против мэра небольшого провинциального городка, который к тому же принадлежит не к правящей партии, а к оппозиционной. Мэра, избираемого демократически, при свободных СМИ и многопартийности. Митинговали не у дачи, а на конференции. За это их сожгли на костре из покрышек и выбросили в мусорных пакетах в реку. Ну да, мэра с женой, нескольких полицейских и бандитов потом арестовали, но вряд ли это что-то поменяет. Таких массовых убийств в Мексике за последние годы было в избытке, просто в этот раз слияние властей и наркокартелей оказалось особенно очевидным. 

Кажется, что проблема с российскими чиновниками в том, что их никто туда не выбирал, что их положение зависит исключительно от расположения начальства, поэтому на мнение граждан им плевать вот они и беспредельничают. Мало того, на своих постах они намерены оставаться пожизненно, а потом еще и детям передать, так что можно вообще себя не сдерживать. Но оказывается, что беспредельничать можно гораздо жестче, даже при реальных выборах и регулярной сменяемости власти. 
Можно тщательно скопировать все положенные правила цивилизации: каждые несколько лет обновлять сверху донизу всю исполнительную власть, устраивать между партиями настоящую конкуренцию, когда итог выборов заранее неизвестен, читать подробные отчеты о злоупотреблениях чиновников в неподцензурных СМИ. И все это все равно останется только формальными процедурами, которые, конечно, исправно исполняются, раз уж так положено, но никоим образом не меняют реальную жизнь нации, привыкшей к нормальной бандитско-бюрократической системе, которая запросто воспроизводит себя хоть в одной партии, хоть в двух, хоть в десятке. Эта система будет по-прежнему порождать мэров, способных приказать сжечь 43 студента в наказание за митинг. И найдутся полицейские, которые такой приказ исполнят. А гражданам останется только выражать свое возмущение с помощью еще одного важнейшего элемента демократии массовых акций протеста, пока их не сожгли. Это право в Мексике им тоже предоставлено.