Сотрудники службы безопасности используют зонтики, чтобы защитить Милоша Земана от публики, которая бросала бутерброды, помидоры и яйца в президента. Фото: Reuters

В наши непростые времена у России в Европе появился новый друг, он же гонимый страдалец за эту непопулярную, но благородную дружбу. Президента Чехии Милоша Земана возмущенная публика закидала яйцами на праздновании 25-летия «бархатной революции». Судя по надписям на плакатах, чехи были недовольны тем, что Земан превращает их страну в «колонию России», и вообще им стыдно за такого президента. Конечно, в Восточной Европе обвинения в русофильстве можно получить за любой чих, но в случае Земана под ними действительно можно найти некоторые основания.

Кремлевские тексты

Если посмотреть на те немногие поводы, по которым чешский президент Земан за последний год попадал в международные новости, то почти все они будут так или иначе связаны с Россией. А точнее, с тем, что Земан, несмотря на свое восточноевропейское происхождение, прямо или косвенно поддержал действия российского руководства. То он призывает Евросоюз отменить для русских визы, то ругается на Pussy Riot, а по украинскому вопросу вообще говорит такое, как будто ему тексты Лаврова подкладывают без правки. Там гражданская война, там нет российских войск, Украина – failed state, помогать ей – пустая трата денег, а санкции против России надо отменить, потому что от них один только вред и России, и Евросоюзу. 
Земан не стесняется давать интервью российскому «Первому каналу», выступает в передаче у Зейналовой, которая у Евросоюза в черном санкционном списке. Ну и самое удивительное – сейчас, когда все западные лидеры стараются лишний раз не сталкиваться с Путиным и из всех европейских столиц его позвать могут разве что в Белград, Земан приглашает Путина посетить в январе Прагу – поучаствовать в торжествах в честь 70-летия освобождения Освенцима. Пускай Освенцим находится в Польше и главные мероприятия, скорее всего, будут там, но от поляков приглашения Путин вряд ли дождется, так что можно отметить и с чехами.

Таких вещей не позволяет себе даже антиевропейский бунтарь Орбан или вечно пророссийское руководство Сербии. Тем более – Чехия, с ее собственным опытом советской интервенции в 1968 году, который сам Земан должен прекрасно помнить. Его тогда за симпатии к Пражской весне исключили из партии, и он до конца 80-х вынужден был зарабатывать на жизнь спортивной журналистикой, хотя имел престижный диплом пражской Высшей школы экономики. В общем, кумир российской интеллигенции Гавел такого русофильства бы не одобрил. Но Чехия – это не только Гавел и его единомышленники, поэтому если поместить пророссийские заявления Земана в чешский контекст да еще и вчитаться в них повнимательнее, то станет понятно, что не такие уж они и удивительные.

Рабоче-крестьянский президент

Прежде всего, Земан вообще очень любит шокировать публику своими поступками и высказываниями. Просто те из них, которые с Россией не связаны, не расходятся так широко по миру. Еще во время избирательной кампании на пост президента, задолго до украинского кризиса, Земан вдруг обвинил своего соперника князя Шварценберга – этнического немца – в том, что у его жены дома висит свастика. Потом пришлось извиняться, но немца со свастикой уже все равно повязали.

Вскоре после победы на выборах на торжества в соборе Святого Вита Земан явился настолько по-ельцински пьяный, что буквально ходил по стенке (вот видео). Потом оправдывался, что это он просто так приболел. Земан в лицо называл своих интервьюеров свиньями, рассказывал, как замечательно живется тибетцам в составе Китая, и шутил про палаческие видеозаписи из «Исламского государства» в Ираке, что он, конечно, понимает их нелюбовь к журналистам, но нельзя же настолько. 

Собственно, за эти неуклюжие шутки, крепкие выражения и обаятельную простоту чешской пивной Земана и выбрали президентом. Не могли же простые чехи голосовать за Шварценберга, который одновременно немец, князь и ближайший сподвижник чистоплюя-интеллигента Гавела. Они выбрали что-то более понятное и близкое. 

А симпатии к России, которые Земан никогда не скрывал, здесь совершенно не мешали. Чехия – это не Польша и не Прибалтика, где любой намек на хорошее отношение к России означает для политика нулевую популярность. В Чехии есть давние традиции русофильства, которые, конечно, основательно растеряли сторонников за время советской власти, но все равно по-прежнему существуют. Например, предшественник Земана, бывший президент Вацлав Клаус охотно говорил на русском и высказывался в поддержку России во время войны с Грузией. Каждые выборы свои 15% набирает ностальгическая Компартия Чехии, которая вообще за выход Чехии из НАТО и дружбу с Москвой. Да и чешские социал-демократы, лидером которых когда-то был Земан, всегда охотно сотрудничали с Россией – например, боролись с открытием в Чехии нового радара НАТО.

В российско-украинском конфликте для многих практичных чехов русские – это богатые клиенты, которые ходят по ресторанам, скупают чешскую недвижимость и формируют чуть ли не весь бюджет Карловых Вар. А украинцы – это гастарбайтеры, которые демпингуют на рынке неквалифицированного труда и отбивают работу у чехов. Так что поддержка России не только не навредила, а даже подняла популярность Земана среди двух важнейших для него групп избирателей: бизнесменов, связанных с Россией, и низкоквалифицированных рабочих. А рафинированные и совестливые любители Гавела за Земана все равно голосовать не станут, кого он ни поддержи.

Приз за взвешенность

Также стоит повнимательнее присмотреться к тому, как именно Земан формулирует свою любовь к путинской России. И тогда окажется, что никакой особой любви там и нет, а в основном это один здравый смысл. Просто позитивные отзывы Земана о России активно цитируются, а негативные не вызывают особого интереса, потому что примерно то же самое повторяют президенты по всей Восточной Европе. Про то, что Земан предлагает отменить санкции против России и не давать Украине денег, слышали многие. Но тот же самый Земан сравнивал присоединение Крыма с советской интервенцией в Чехословакию и призывал НАТО к решительным превентивным действиям, чтобы не допустить вторжения российских войск на восток Украины. 

Интервью, в котором Земан в прямом эфире перевел название группы Pussy Riot, используя соответствующее матерное ругательство, хорошо известно в России. И каким-то загадочным образом критику выступлений Pussy Riot здесь стали интерпретировать так, что Земан вообще отрицает, что в России есть политзаключенные, и считает путинский режим полноценной демократией. Хотя Земан ничего такого не говорил даже близко (вот полный текст). Он просто объяснял – для чешской аудитории, – что не стоит приравнивать путинскую Россию к брежневскому СССР, что между ними есть разница. Что оснований для критики путинского режима хватает, но не надо бросаться на все подряд, потому что некоторые (именно некоторые) из тех в России, кто называет себя политзаключенным, таковыми не являются – например, Ходорковский и Pussy Riot. 

Поведение Земана в отношении России вполне рационально. Если не перевирать его высказывания, то он не говорит ничего такого, что можно было бы считать одобрением действий России в украинском кризисе или поддержкой режима Путина. Он просто призывает к более здравому подходу к сотрудничеству с Россией, потому что значительная часть чешской экономики напрямую зависит от этого сотрудничества. 

Из-за санкций Евросоюза чехи уже лишились возможности экспортировать в Россию некоторые виды оборудования, а из-за ответных действий Москвы чешские фермеры не знают, куда теперь девать молоко. А дальше списки запрещенных товаров могут расшириться, пойдут проблемы с российским газом, с чешскими инвестициями или с обслуживанием чешской АЭС, которым занимаются российские компании. 

Чешский бизнес не готов к таким потерям, поэтому Земан, как может, старается снизить риски. В отношениях с Россией сделать это нетрудно: высказался чуть более взвешенно, чем другие лидеры Восточной Европы, и вот ты уже считаешься лучшим другом Кремля. А дальше на правах лучшего друга можешь при случае попросить защитить твоих соотечественников-бизнесменов, которые пытаются работать с Россией.