Фото: Getty Images/Fotobank.ru

В четверг, 27 ноября, 11 стран – экспортеров нефти обсудят в Вене варианты выхода из ценового кризиса. Столкнувшись со значительным (-30%) и достаточно быстрым снижением нефтяных цен, страны – экспортеры оказались перед дилеммой: снижать или не снижать добычу ради поддержания комфортного для них ценового уровня. Особенно остро вопрос стоит для 11 членов ОПЕК, но и крупные экспортеры, не входящие в картель (Россия, Мексика), явно демонстрируют свою обеспокоенность.

Но загвоздка в том, что на самом деле никакого выхода у этих стран нет. Какое бы решение ни было принято в Вене, оно приведет к потерям поступлений от экспорта нефти – не важно, от потери объема экспорта или от снижения цен на нефть. Многим нефтеэкспортерам это грозит социальными потрясениями, что делает принятие решений очень тяжелым для властей.

От предстоящего заседания ОПЕК многие ждут снижения квот. Это решение весьма вероятно как минимум потому, что бездействие картеля рынок расценит как слабость. А это, в свою очередь, неизбежно подтолкнет спекулянтов к давлению на нефтяные цены. Однако сокращение добычи со стороны стран – членов ОПЕК приведет к сиюминутному падению их доходов, поддержит сланцевые проекты в США и освободит для них часть рынка. Да и низкая дисциплина участников картеля не позволит полностью реализовать решения о сокращении добычи. Если же добычу не сокращать, то нефтяные цены (из-за торможения крупных экономик и роста энергоэффективности) могут продолжить свой нисходящий тренд. А это усилит давление на бюджеты нефтеэкспортеров – угрожая многим из них потерей, и без того невысокой, социальной стабильности. Оглядываясь на поведение ОПЕК в прошлом (особенно в период 1985–1991 годов), логично предположить, что решение о сокращении квот все-таки будет принято: если и не на текущем заседании ОПЕК, то немного позже. Главной целью этой стратегии будет демонстрация решимости картеля. Через некоторое время большая часть слабых его членов (вроде Нигерии) благополучно нарушат взятые на себя обязательства, увеличив добычу. Рано или поздно это приведет к тому, что их примеру последуют и сильные страны, первоначально квоты соблюдающие. Это запустит новый виток удешевления нефти. Именно такой сценарий привел к падению цен в 1980-х годах. Главная интрига сейчас в другом. Границу возможного падения цен нельзя пока даже представить, так как неизвестна себестоимость добычи сланцевых проектов, а именно в нее все и упирается в конечном счете. Если цены упадут ниже себестоимости большинства проектов нетрадиционной нефтедобычи, они остановятся, и давление на рынок нефти моментально снизится. Однако оценить эту себестоимость очень сложно: рынок состоит из множества мелких поставщиков, как правило не публикующих свою отчетность. Дополнительная неопределенность связана, с одной стороны, с очень разной геологией отдельных проектов, с другой – с разной степенью закредитованности этих компаний.

Проекты с хорошей геологией и без обременительной кредитной нагрузки могут иметь себестоимость около $50, но их доля в общей массе производителей неизвестна даже Министерству энергетики США (которое, впрочем, допускает и такие цены). Скорее всего, этот уровень будет определен только постфактум: цена, на которой нефть замрет после падения, и будет соответствовать средневзвешенной рентабельности американских сланцевых проектов. Пока же можно констатировать, что надежды на ОПЕК не слишком высоки и угроза дальнейшей потери доходов российского бюджета от экспорта углеводородов остается актуальной.