Петр Порошенко. Фото: Reuters

Майдан закончился почти год назад, а напряжение на Украине все еще не спало. Народ снова недоволен, и почти всем сразу: властью, войной, миром, востоком и западом. Радикальные популисты следят, чтобы лодка не переставала раскачиваться, хотя многих пассажиров уже и так тошнит. Но скоро Украина может налететь на айсберг, который все видят, но вслух о нем не говорят.

Не смешите их «Искандеры»

Главной темой для громких заявлений на Украине остается война, вернее, шаткое перемирие на востоке. С тех пор как были подписаны Минские соглашения, президент Порошенко стал мальчиком для битья. «Порошенко согласился играть по сценарию агрессора», – клеймит президента Олег Ляшко. «Минские протоколы – угроза для Украины!» – заявляет Юлия Тимошенко, требуя от президента объяснений. Им вторят радикалы калибром поменьше. Например, в партии «Свобода» считают Минские соглашения сдачей украинских интересов, а экс министр обороны Анатолий Гриценко и вовсе требует их денонсации.

Достается и западным партнерам. Здесь воинственные патриоты старательно воспроизводят кремлевский тезис о нечувствительности России к санкциям. «ЕС не понимает, что нужно помогать делом, а не словом или экономическими санкциями», – сокрушается нардеп Мустафа Найем. Ему вторит Олег Ляшко, по-республикански критикуя администрацию Барака Обамы за мягкотелость. Критику на все лады повторяет украинская пресса и сонм публичных персон, поддерживающих так называемую партию войны.

Понятное дело, реальную боеготовность Украины никто в расчет не берет. Напротив, украинцев постоянно обнадеживают: мы и сами справимся. «Рассчитывать можем только на собственные силы. Будет тяжело, но наша молодая страна выстоит и обязательно победит», – уверяет Зорян Шкиряк, советник министра МВД. «Элитные части армии РФ стали почти небоеспособными», – подбадривает общество пресса. Особой популярностью пользуется легенда о том, что войну можно было выиграть еще летом – просто армии не отдали приказ.

Неудивительно, что подобный популизм приносит плоды. Шок от иловайского котла прошел, и сторонников войны снова становится больше. По последним данным, идею возобновления активной фазы АТО поддерживают 36 процентов украинцев, хотя еще в октябре таковых было лишь 22 процента.

Перманентная революция

Пока сохраняется относительное затишье на фронте, недовольство властью растет. Причин хоть отбавляй. Как наказать «Беркут», если большую часть соответствующих материалов в ГПУ просто потеряли? Что толку от люстрации, если пособники сепаратизма легко от нее увиливают? В конце концов, почему представители старой власти так легко и массово вливаются в ряды новой? Поэтому войти в резонанс с публикой легко – достаточно заявить, что новая власть «сливает» революцию. Тем более что в определенной степени так оно и есть.

«Политики, присосавшиеся к отчаянию и достоинству Майдана, на наших спинах пришли к власти», – сокрушается общественник Семен Глузман, предрекая погибель государства. Дровишек в костер подбрасывают и с другой стороны фронта. Например, на днях Игорь Безлер заявил, что оружие горловским ополченцам поставлял не кто иной, как сам Порошенко. «Украинцы, вас обманывают! Люди, которые пришли в результате майданного переворота, – это сволочи не хуже тех, что были», – делает многозначительные выводы Безлер.

Короче говоря, украинцев ставят перед выбором: либо идти от отчаяния в запой, либо – опять на Майдан. И к последнему их весьма настойчиво призывают. Не проходит и нескольких дней, чтобы Порошенко не пригрозили третьим Майданом. В этом едины все: и правосек Борислав Береза, и кучмовский зубр Виктор Балога, и диссидент Левко Лукьяненко, и десятки других политических селебрити. Протестный потенциал в обществе высок. Почти сорок процентов украинцев готовы снова выйти на Майдан, если власть не будет проводить реформы и выполнять обещания.

Насколько опасаются протестов в Киеве – это вопрос. «Майданы не будут влиять на президента, даже если кому-то сильно захочется», – пообещал Порошенко еще в мае. Поэтому когда активисты попытались спилить забор у администрации президента, милиция отреагировала жестко.

Save Donbass people

В оппозиции к президенту находятся не только воинственные патриоты и революционеры, но и миротворцы. Нишу последних заняли бывшие сторонники Януковича. Так, экс-нардеп Елена Бондаренко обвиняет Киев в развязывании войны, а украинскую армию – в убийстве мирных граждан в Донбассе. По ее мнению, ДНР и ЛНР не менее легитимны, чем правительство в Киеве. «Люди, которые находятся в самых высоких кабинетах здесь, в Украине, – это тоже самозванцы, которые тоже пришли к власти абсолютно незаконным путем в результате военного переворота» – утверждает Бондаренко.

Ее однопартийцы, которым удалось удержаться в большой политике, от столь радикальных заявлений воздерживаются. Выборы в республиках они не признают, факт оккупации Донбасса не оспаривают и даже не против вступления Украины в НАТО. Правда, российского участия в конфликте экс-регионалы не замечают. «За все время противостояния я видел только девять военнослужащих регулярной армии Российской Федерации, которые были задержаны как заблудившиеся на границе», – заявляет спикер Оппозиционного блока Нестор Шуфрич.

С недавних пор любимая тема оппозиционеров – защита мирных жителей Донбасса. Бюджетную изоляцию Новороссии экс-регионалы считают преступлением и добиваются ее отмены в суде. «Это решение ошибочное, нечеловеческое и имеющее признаки геноцида», – прокомментировал решение правительства Шуфрич. Кроме того, финансовые структуры Рината Ахметова оказывают помощь жителям оккупированных и прифронтовых районов. Правда, реальные объемы этой помощи неизвестны.

Но радение экс-регионалов о Донбассе весьма неубедительно. Ведь именно Партия регионов, а не ФСБ, организовала сепаратистский бунт на востоке. Противниками сепаратизма регионалы стали, только когда их новороссийский голем вышел из-под контроля. Но пока их риторика приносит плоды. На парламентских выборах восток дал Оппозиционному блоку почти 10 процентов голосов.

В целом повестка дня на Украине совершенно обычная. Разочаровываться во вчерашних кумирах украинцам не привыкать, а сохранять хладнокровие во время войны простому смертному непосильно. Упрекать популистов за безответственность тоже незачем – на то они и популисты. Тем более что спекулируют они на вполне реальных проблемах. Ситуация на фронте зависла, а страна по-новому все еще не зажила. У кого что болит, тот о том и говорит. Но вскоре у украинцев заболит еще в одном месте.

Пока ура-патриоты ликуют по поводу обвала рубля, в Датском королевстве тоже не все ладно. Доходы населения падают, и все больше украинцев сползают за черту бедности, даже занятость больше не спасает. Уже в прошлом году к бедным можно было отнести почти каждого четвертого жителя страны – картину уходящего года можно только представить. Конечно, пока идет война, социальных протестов бояться не стоит. Но когда «брата у ворот» станут бояться меньше, чем нищеты, ситуация может стать еще более взрывоопасной.