Фото: Getty Images/Fotobank.ru
В российском руководстве уже не раз заявляли, что собираются потребовать от Украины досрочно погасить кредит в $3 млрд, который Киев получил прошлой зимой, еще при президенте Януковиче. Об этом говорил и Дмитрий Медведев на Гайдаровском форуме, и министр финансов Силуанов, и просто «неназванные источники в российском правительстве». О том, что такого требования от российской стороны пока не поступало, сообщила министр финансов Украины Наталия Яресько, и тем не менее, эта тема стала активно обсуждаться в украинских СМИ.
Формально поводом для досрочного погашения кредита может стать то, что украинский государственный долг превысил 60% от ВВП. Согласно условиям предоставления займа, этот порог превышать было нельзя. И хотя состояние украинской экономики не внушает оптимизма, в Киеве никто не сомневается в том, что мотив долгового шантажа исключительно политический. Хотя бы потому что потребовав вернуть долг досрочно, Москва может не досчитаться одолженных денег — в таком случае с высокой долей вероятности Украине придется объявить дефолт.
Свободное падение
В целом, и без перспективы платить по российскому кредиту раньше времени, платежеспособность украинской экономики находится в плачевном состоянии. В 2014 году ВВП Украины стал меньше почти на одну десятую, курс гривны к доллару упал в два раза, а инфляция превысила 25%. И в ближайшее время ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону. Всего, по словам украинского премьер-министра Арсения Яценюка, Украина в 2015 году должна будет выплатить $11 млрд внешних долгов. При этом, по данным Всемирного банка, в текущем году украинская экономика продолжит падение и сократится еще на 2,3%. К началу года золотовалютные резервы Украины составили $7,5 млрд — это даже ниже показателя февраля 2004 года. За последний год объем резервов сократился почти втрое: на 1 января 2014 года он составлял $20,4 млрд.
Таким образом, самостоятельно справиться со своими проблемами Украина не в состоянии. Денег не хватает не только на выплату долгов, но и на то, чтобы просто сбалансировать бюджет. Формально дефицит бюджета в 2015 году составит 63,7 млрд гривен — вроде бы не так много, всего 3,7% ВВП. Но в реальности эта цифра намного больше. Если учитывать дефицит государственной компании НАК «Нафтогаз», средства на рекапитализацию банков и Фонд гарантирования вкладов, то можно говорить, что государству придется закрывать в текущем году дыру в размере около 10% ВВП.
Единственным способом восполнить недостачу для Украины сейчас остается финансовая помощь Запада, для получения которой, по словам украинских властей, делается все возможное и невозможное. Расчеты журналистов Financial Times сошлись на том, что Украине дополнительно понадобится от $12 млрд до $15 млрд внешнего финансирования. Стоит учесть, что эти деньги — дополнение к уже утвержденному пакету из $17 млрд от МВФ и $10 млрд от других доноров. В The Economist уверены, что средств нужно еще больше — около $20 млрд.
В украинском правительстве явно рассчитывают на дополнительные вливания. И хотя об этом пока не говорится открыто, ряд заявлений дает понять, что Киев уже достаточно ясно сформулировал соответствующую просьбу своим западным партнерам. В интервью Deutsche Welle украинский министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус сказал, что подсчеты Financial Times верны — дополнительно Украине необходимо именно $15 млрд. Без этого, уверяет министр, стабилизировать ситуацию не удастся.
В поисках денег
На Западе уже обещают новые вливания, но пока озвученные суммы явно не дотягивают до необходимых украинской экономике объемов. В начале января стало известно, что Евросоюз готовит дополнительный пакет финансовой помощи, который может составить около 1,8 млрд евро. Решение о новом кредите Еврокомиссия может принять в течение ближайших двух месяцев. Дополнительно Украина получит государственные гарантии под кредиты размером в 500 млн евро от Германии, а также $1 млрд от США. В случае проведения успешных реформ, Вашингтон готов предоставить госгарантии еще на $1 млрд. Но в сумме этого все равно недостаточно, чтобы закрыть дыру в украинских финансах.
Не удивительно, что финансовая помощь Украине стала для западных лидеров такой же важной темой, как и продолжение боевых действий на Донбассе. Сообщение о состоявшихся 15 января телефонных переговорах между Бараком Обамой и Ангелой Меркель на сайте Белого дома в первую очередь упоминало поддержку «значительного международного финансового пакета» для Украины. Уже ниже в тексте речь шла об «обеспокоенности ростом насилия со стороны сепаратистов на востоке Украины».
О том, готовы ли на Западе найти дополнительные миллиарды, пока говорить сложно. Впрочем, миллиардер Джордж Сорос уверен, что Украину необходимо спасать во что бы то ни стало — он не только активно агитирует за дополнительный пакет помощи Киеву, но и подсказывает, где можно было бы почерпнуть недостающие средства. В своей статье для The New York Review of Books он говорит о том, что Евросоюз мог бы привлечь для этого свои фонды, которые использовались для спасения еврозоны и поддержки платежного баланса других стран ЕС в разгар долгового кризиса — в них, по словам Сороса, еще аккумулированы более $60 млрд неиспользованных средств. МВФ мог бы расширить временные рамки своей программы, а бонды Европейского инвестиционного банка могут принести дополнительные 10 млрд евро.
Параллельно Сорос ведет активную деятельность и в самой Украине — на прошлой неделе он побывал в Киеве, где встречался с президентом Порошенко, депутатами и общественными деятелями. То, насколько успешными будут усилия Сороса, во многом зависит от самих украинцев. Не только миллиардер, но и все западные лидеры не устают повторять, что деньги Киев получит лишь в одном случае — если продемонстрирует волю к реальным реформам в забюрократизированной и коррумпированной стране.
Пока премьер Яценюк объясняет проволочки в проведении жизненно важных изменений военными действиями, а Ангела Меркель хвалит украинское правительство за принятие бюджета до конца прошлого года, многие эксперты предпочитают реалистично смотреть на перспективы украинских реформ. И Сорос, и ряд украинских экономистов пока не видят в новом бюджете решительной заявки на то, чтобы таки провести все необходимые для спасения украинской экономики меры.
К примеру, проволочки с повышением цен на газ для населения приводят к тому, что дефицит НАК «Нафтогаз» фактически покрывается за счет эмиссии гривны с ее неизбежным последующим обесцениванием, а это сводит половинчатые повышения тарифов на нет. Газ за рубежом Украина покупает за доллары, а украинцы расплачиваются за него гривнами. Так что такие полумеры превращают мучения украинцев в замкнутый круг — они вынуждены одновременно наблюдать за падением курса гривны и повышением тарифов.
Немного оптимизма добавляет тот факт, что до 15 февраля в главный финансовый документ Украины правительство намеревается внести ряд поправок — они будут согласованы с представителями МВФ, миссия которого вновь начала свою работу на Украине 8 января. Тем не менее, времени для того, чтобы избежать финансовой катастрофы, у Киева остается все меньше. Судя по падению котировок украинских долговых обязательств, вера в успешное спасение украинских финансов среди инвесторов крайне слаба. Именно поэтому все чаще можно услышать голос специалистов, которые рекомендуют готовиться к дефолту не только покупателям ценных бумаг, но и украинскому правительству, а вместе с ним и простым украинцам.