«Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма» – так великий соотечественник Ангелы Меркель охарактеризовал 167 лет назад ее сегодняшнюю головную боль. В дополнение к триумфальному шествию левых по Греции в другой средиземноморской стране, Испании, образовалась могучая левацкая партия «Podemos!» (в переводе «Можем!»). И ведь сколько времени, сил и денег за годы кризиса 2007–2014 годов правители Мадрида потратили на объяснение: «Мы не Греция! Мы не Ирландия!» Мол, не называйте нас всех свинской аббревиатурой PIGS (Portugal, Ireland, Greece, Spain). И только уж было доказали это всему цивилизованному миру, который нынче охотно покупает испанские гособлигации с премией всего на 1% выше немецких, как – на тебе.
Всего за год, с января 2014-го, из ниоткуда возникла политическая сила, которая пропагандирует неомарксистские ценности, за считаные месяцы превратилась в первую по рейтингу партию в Испании и продолжает расти как на дрожжах. Опередив традиционных коммунистов, националистов и прочих: ультраправых вроде французских Лепенов в Испании не существует – тоже, кстати, феномен в постфашистской-то стране. По данным опроса El Mundo за ноябрь 2014 года, рейтинг правящих консерваторов – 26,3%; у парламентских оппозиционеров – социалистов – 20,1%; у «Podemos!» – 28,3%, а у «обычных» коммунистов – 4,2%. На выборах в Европарламент «Можем!» прошлым летом получила пять депутатов из 52, так что в Брюсселе уже лично познакомились с этим свежим веянием.
Ну что же ты, Иглесиас
Как и полагается подобному проекту, партия «могущих» держится на одном харизматическом лидере. Его имя Пабло Иглесиас. Это полный тезка известнейшего испанского марксиста рубежа XIX–XX веков, основателя ныне существующего Объединения профсоюзов и Социалистической рабочей партии (той самой, которая сейчас с 20,1% в оппозиции). Для российского уха это как если бы его звали Георгий Плеханов. Или даже, пожалуй, – Лев Троцкий. А вот к семье певцов Хулио и Энрике Иглесиасов председатель «Podemos!» никакого отношения не имеет.
Конечно, пламенный испанский Павка не лыком шит: в свои 36 лет имеет высшее образование, окончил «мастер» в Швейцарии. Он доктор политических наук, почетный профессор университета Комплутенсе в Мадриде. Раскрутился же П. Иглесиас в ток-шоу сначала на малоизвестных испанских каналах, потом с 2013 года – на государственном иранском (да-да, не испанском, а иранском) спутниковом Hispan TV, который вещает на Латинскую Америку. C прошлого года он уже на крупных испанских каналах ведет собственные программы дебатов «Шестая колонна» и «Форт апачей», а также участвует как гость или эксперт во множестве телепередач. На праймериз партии его кандидатура в председатели прошла с результатом 88% голосов.
Внешне подчеркнуто просто одетый, с волосами в косичку, всегда без галстука, эпатажный Иглесиас в телеэфире за словом в карман не лезет. Называет оппонентов и журналистов «жуликами и ворами», норовит плеснуть водой из стакана, перебивает. В пресной политкорректной телевизионной водице он – постоянный объект бурных дискуссий. На этой неделе, например, обсуждали, как он давал интервью шестому каналу, развалясь в кресле. Нога на ногу и закинув руки за спинку, сеньор Пабло спрашивал интервьюера: «Вас ведь приятели называют Дон Туфля? Правда, Дон Тапка? Я буду к вам так обращаться». Рейтинг программы – максимальный за всю ее историю, аудитория свыше трех миллионов зрителей, не всякий матч «Реала» в Лиге чемпионов столько соберет.
В католической, но не очень религиозной Испании сегодня не вызывает отторжения атеизм этого молодого политика. Он с гордостью говорит, что никогда не крестился. На личном фронте – есть боевая подруга. Во время работы консультантом «традиционной» Коммунистической партии Испании на выборах 2011 года Иглесиас сошелся с депутаткой мадридского законодательного собрания Таней Санчес Мелеро (она представляет блок «Единые левые»). То есть дома его гражданская жена – в мягкой, но тем не менее политической оппозиции к Пабло: он вроде как меньшевик, а она – еврокоммунист.
Так что же «Можем»?
Программа партии в экономической части призывает к 35-часовой рабочей неделе, снижению пенсионного возраста до 60 лет, запрету на увольнения в прибыльных предприятиях. Подлежат национализации транспорт, телекоммуникации, энергетика, здравоохранение, образование, фармацевтическая отрасль. Банкам предстоит работать «по справедливости», а ЦБ Европы должен превратиться в прозрачный открытый орган. Налог на роскошь и право без ограничений брать займы для местных администраций.
В политике – пересмотр базовых соглашений Евросоюза плюс туманно прописанное установление прямой демократии. Открытие границ для иммигрантов, отмена насильственных депортаций. Полная свобода абортов и, разумеется, защита прав геев и лесбиянок. В социальной сфере – все бесплатно: образование, медицина и лекарства.
Это лишь короткая выжимка из программы «Podemos!». Так что полностью капитализм они отменить не предлагают, а хотят направить Испанию по латиноамериканскому пути. Кстати, первый же крупный скандал вокруг этой партии связан с получением от правительства Венесуэлы 400 тысяч евро. Сумма пришла на счет фирмы одного из лидеров «могущих» как предоплата за пока не выполненные консультации. Такие вещи прямо запрещены законом и называются «незаконное финансирование политических партий», но пока испанская Фемида разворачивается как-то медленно.
Но программу партий мало кто читает, нынешний испанец почти так же любит и так же зависим от телекартинки, как и его российский современник. Только палитра ТВ-передач в Испании, конечно, побогаче и рот оппозиционеру никто не пытается заткнуть. Пабло Иглесиас отлично использует все возможности для самопиара. Его конек – антикоррупционная риторика и популистские обещания – попали на благодатную почву. Испания устала от политиков, которые годами призывают народ затянуть пояса, а сами постоянно попадаются на незаконном обогащении и просто на вранье. Ну и бальзам на душу: повысить пенсии, раздать добро бедным, при этом наказав злых банкиров и (еще раз для закрепления) их друзей – коррумпированных политиков.
Пабло Иглесиас высказывается постоянно и по многим вопросам, от лечения гепатита С с помощью национализации аптек до критики кинофильмов. Конечно, до фееричности Жириновского ему еще расти и расти, но задатки у испанского политика в этом плане неплохие. В последние дни он поддержал греческую Syriza и сфотографировался с новым премьер-министром Эллады. «Я рад, что Грецией больше не будет управлять посланец Ангелы Меркель и вице-премьер Германии по греческим вопросам». Однако Иглесиас подчеркнул, что Испания – не Греция, и не высказывался в стиле: «А давайте мы тоже не отдадим Евросоюзу кредиты, поднимем зарплаты и заживем по-людски».
«Крым – не наше дело»
По поводу России и Украины лидер «Podemos!» высказывался немного, хотя довольно ясно. В сентябрьском выступлении в Европарламенте он осудил агрессивную политику ЕС в отношении России, приведшую к убыткам для европейских сельхозпроизводителей. С насмешкой вспомнив времена Рональда Рейгана и базы американских ракет, призвал не портить отношения с Россией, хотя подчеркнул, что не испытывает никакой симпатии ни к Путину, ни к Сталину, ни к Януковичу. Смену власти на Украине Иглесиас называет противозаконной и говорит, что часть пришедших там к власти партий – неонацистские. По Крыму он высказывается осторожно, говоря о том, что сверхдержавы заботит геополитика и мировой порядок. И что им, по большому счету, неинтересен ни украинский народ, ни «кто там в Крыму хочет говорить по-русски».
«Можем!» и наверняка «Будем!»
Понятно, что Пабло Иглесиасу еще далеко до серьезного парламентского политика. Одно дело – быть звездой телешоу и властителем умов протестного электората. И совсем другое – претендовать на руководство 46-миллионной Испанией. Однако он оказался в нужное время в нужном месте с правильными словами. И надо признать, что молодому профессору можно смело давать академика за будущую диссертацию «Как конвертировать уличный протест в возможность участвовать в управлении страной». «Podemos!» будет как минимум третьей или даже второй политической силой на следующих выборах. Этот феномен уже сейчас изучают и копируют в Испании и по всей Европе, а его лидер еще прогремит так, что мало не покажется.