В Донецкой области. Фото: Reuters / Maxim Shemetov
Несмотря на повышенную дипломатическую активность и в Киеве, и в Москве, трудно предсказать, когда закончится конфликт на востоке Украины. Однако уже ясно, что самостоятельного государственного будущего у ДНР и ЛНР нет. Как выразился Александр Бородай, «Новороссия – это идея, которая не воплотилась в жизнь». А вот что будет дальше с Донбассом – большой вопрос.
Сами не могут
В нынешнем состоянии Новороссия существовать не может. Промышленная мощь Донбасса рухнула, никакие гумконвои положение не спасут. Несостоятельность республик понимают и лидеры сепаратистов. Поэтому Игорь Плотницкий снова требует от Украины снятия экономической блокады. В пользу восстановления экономических связей с Украиной время от времени высказывается и Александр Захарченко. Угрожать Порошенко на камеру – это одно, а прокормить около 3 млн граждан – совсем другое.
Однако вопрос о будущем республик остается открытым. Не исключено, что в ближайшие годы Новороссия может превратиться во что-то напоминающее сектор Газа. То есть в образование, смысл существования которого – причинять беспокойство Украине. Свой ХАМАС там уже есть, а его финансирование обойдется не так уж дорого. Во всяком случае, подсанкционный Иран справляется. Для терроризма много денег не нужно – было бы желание. Правда, в таком случае на нормальном развитии региона можно будет поставить крест.
Чуть менее мрачно выглядит приднестровский сценарий, о котором говорят с весны прошлого года. Однако пока он кажется маловероятным. Из-за экономического кризиса у Кремля не хватает денег и на само Приднестровье. На днях в МИД РФ даже намекнули на возвращение республики-содержанки в состав Молдавии. Брать на пансион еще и Новороссию – непозволительная роскошь. Тем более что населения во всем Приднестровье примерно столько же, сколько в одном Луганске. Финансировать ополченцев намного дешевле, чем поддерживать хотя бы видимость нормальной жизни в республиках.
Не исключено, что сепаратистов может ждать судьба боснийских сербов. Когда западные санкции стали обходиться слишком дорого, Милошевич согласился на ввод миротворческого контингента НАТО с известными для сербов последствиями. Кстати, после обстрела Мариуполя о вводе миротворцев в Донбасс уже говорят в ОБСЕ (в Киеве пока отнекиваются). Ну а самым неприятным для сепаратистов будет вариант Сербской Краины в Хорватии, предполагающий силовой демонтаж Новороссии.
Вместе не хотят
Мирного возвращения республик в состав Украины на тех или иных правах тоже исключать нельзя. Именно на этом настаивает Киев, предлагая сепаратистам расширение прав самоуправления, а с недавних пор – еще и свободную экономическую зону. Что думают по этому поводу сами ополченцы, пока неясно – любые переговоры им даются тяжело. Зато в Кремле неоднократно высказывались в пользу «восстановления общеполитического пространства Украины». В том числе об этом неоднократно заявлял и сам Путин. Это жу-жу неспроста: возвращение Донбасса сейчас наименее выгодно самой Украине.
Украинская экономика переживает глубокий кризис и держится на плаву исключительно за счет внешних вливаний. Если республики вдруг вернутся под желто-голубой флаг, туда придется направить огромные средства. Еще прошлым летом речь шла о миллиардах долларов. Не говоря уже о выплатах зарплат и пенсий, которые тоже нужно будет возобновить. Поэтому в интересах Киева отсрочить освобождение оккупированных территорий, как и возврат дотационного Крыма. Но это еще не все.
Восстановить в Донбассе вертикаль власти не так уж сложно. Другое дело – политическая реинтеграция оккупированных территорий. Недавнее обещание Порошенко «возобновить украинство» в регионе – очень амбициозная заявка. Донбасс и раньше имел склонность к обособлению, но это было скорее местничество, чем сепаратизм. Теперь значительная часть местных совершенно искренне ненавидит Украину за распятых мальчиков, одесскую Хатынь и прочие «зверства хунты».
Ситуация осложнена тем, что почти все проукраински настроенные жители покинули Донбасс еще весной. Так что найти массовую поддержку в регионе Киеву будет сложно. Поэтому возвращенный Донбасс рискует превратиться в украинский Ольстер. Только за прошлый год боевики IRA совершили с десяток атак с применением взрывчатки и огнестрельного оружия. Их заклятые друзья-лоялисты тоже не отстают. Подарить Украине очаг нестабильности – неплохое завершение донбасской кампании. А уж подкидывать дровишек способ найдется.
Остается ждать
Похоже, предел мечтаний Киева – найти в среде сепаратистов крысиного короля, который обеспечит порядок в регионе в обмен на бюджетные отступные. Лучше платить за лояльность местному Кадырову, чем вечно бороться с террористами. Подобное предложение Порошенко озвучивал практически прямым текстом, однако особых успехов не достиг. И не достигнет, учитывая плотную зависимость боевиков от Кремля.
В нынешней ситуации Киеву остается тянуть время и выжидать, пока Кремль под давлением санкций не отступит. Или пока украинская экономика не выйдет из штопора. Либо ишак сдохнет, либо падишах. Сейчас в интересах Украины – замораживание ситуации в Донбассе под видом очередного перемирия и бесконечного переговорного процесса. Благо в этом Киеву активно помогают ополченцы. Например, на последнее заседание контактной группы в Минске представители республик просто не явились.
Заложником ситуации остается население оккупированных и прифронтовых территорий. Пока длится геополитическая партия, им приходится выживать в условиях гуманитарного кризиса, а кое-где – настоящей катастрофы. Тем более что с этого года выезд из зоны АТО существенно усложнился, а банки массово закрывают счета жителей оккупированных территорий. Обслуживание абонентов в зоне АТО приостановила компания «Киевстар» – один из главных операторов мобильной связи страны. Выживайте как хотите. То есть вариантов развития событий много. Одни более выгодны Москве, другие – Киеву. А вот Донбасс в ближайшем будущем не ожидает ничего хорошего. Разница лишь в том, насколько будет плохо.