Монумент «Родина-мать» в Киеве Фото: ИТАР-ТАСС / Максим Никитин
Судя по тому, что Ангела Меркель и Франсуа Олланд после Москвы спешат в Минск, чтобы согласовать с Путиным и Порошенко свой новый мирный план, может показаться, что у перемирия в Донбассе появился новый шанс.
Если верить западным СМИ, то основой для мирного плана стало предложение Путина, что косвенно подтверждает и резко смягчившаяся риторика российского МИДа, похвалившего встречные шаги западных лидеров, и неожиданное успокоение представителей самопровозглашенных народных республик как на уровне заявлений, так и на военном уровне. Все выглядит так, будто после наступления сепаратистов Кремлю удалось убедить Запад в необходимости сесть за стол мирных переговоров, после чего уже в Берлине, Вашингтоне и Париже озаботились тем, чтобы «принудить к миру» Киев, а заодно и ястребиные Варшаву и балтийские столицы.
Пацифисты поневоле
Такая точка зрения вполне оправданна, если смотреть на мир через призму российских средств массовой информации. После целого ряда публикаций, в которых описываются успешные атаки боевиков в Донецком аэропорту и под Дебальцевом, а также нависшая над Мариуполем угроза окружения, создается впечатление, что украинцы видят свою армию недееспособной. Синхроны боевиков, которые признают достаточно высокие потери своих подразделений, но рассказывают о кратно больших жертвах среди «укропов», сообщения о штурме здания администрации президента неким «Батальонным братством» и растущем недовольстве населения продолжающейся войной окончательно убеждают аудиторию в том, что сейчас сложился удобный момент, дабы выторговать у Петра Порошенко максимально выгодные для Кремля условия мира.
Для самых ярых скептиков приводятся слова украинских олигархов, которых еще недавно причисляли к «ястребам» украинской политики. Сначала неформальный хозяин Закарпатья Виктор Балога высказался в своем фейсбуке о необходимости провести референдум, чтобы решить, продолжать ли войну в Донбассе или предпочесть «цивилизованный развод». Причина, по мнению Балоги, заключается в том, что «морально и материально» Украина не готова к защите своих территорий. С не менее пацифистскими нотками выступил в своем интервью и Геннадий Корбан, заместитель губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского, которого в российских СМИ считают чуть ли не главным спонсором войны в Донбассе с украинской стороны. По словам Корбана, стоит договариваться «хоть с чертом лысым», лишь бы остановить гибель людей.
В конце концов, о необходимости срочного примирения буквально вопиет преддефолтное состояние украинской экономики. По разным оценкам, Украине, кроме уже согласованного многомиллиардного пакета помощи МВФ, понадобится от $15 млрд до $20 млрд, в то время как Запад не спешит согласовывать новые кредиты, наблюдая за тем, как медленно Киев занимается реформами. В день визита Меркель и Олланда в Москву официальный курс украинской гривны вновь полетел вниз и достиг абсолютного исторического минимума – 23,13 гривны за один доллар, в то время как на Межбанке положение дел украинской валюты еще более печальное. В этой ситуации мирное соглашение является просто жизненно необходимым для предотвращения дальнейшего падения экономики.
Иной мир
Но все эти аргументы не выглядят столь же убедительно, если смотреть на ситуацию с украинской стороны. То, что в самопровозглашенных республиках называют успешным наступлением, в украинской прессе именуют не иначе как «первой успешной оборонительной операцией в истории украинской армии». Количество жертв солдат Вооруженных сил Украины исчисляют десятками, а сепаратистов – сотнями и говорят о том, что стратегический план Путина по разгрому украинской армии и деморализации украинского общества провалился. «Котел» под Дебальцевом не удался, а наступление боевиков из-за огромных потерь попросту захлебнулось.
Именно поэтому недовольство украинцев боевыми действиями не стоит преувеличивать: в то время как российские СМИ активно сообщали о штурме здания администрации президента в Киеве, сами киевляне глумились над этими сообщениями в социальных сетях, называя это новым провалом кремлевской пропаганды. Для привыкших к многотысячным акциям протеста жителей Киева несколько десятков человек в камуфляже, ломающих шлагбаум на телевизионную камеру, – событие недостойное даже мимолетного внимания.
Заявления Балоги и Корбана также фактически прошли мимо ушей украинских обывателей и экспертов. В тех редких случаях, когда на заявления «экс-ястребов» отреагировали-таки, их позиция была раскритикована. К тому же считать Коломойского и его окружение представителями «партии войны» крайне неверно. Днепропетровский губернатор никогда не был сторонником борьбы до последнего патрона, всегда выступал за достижение своих целей с помощью переговоров, – об этом Коломойский не уставал говорить с самого начала вооруженного противостояния, хотя эти заявления проходили мимо ушей российских экспертов и журналистов.
О том, насколько реалистичны такие предложения украинских олигархов, говорят как действия Верховной рады, так и социологические опросы. Парламент на днях отклонил «мирную инициативу» фракции Оппозиционного блока, состоящей из бывших регионалов во главе с бывшим главой администрации Януковича Сергеем Левочкиным. Оппозиционеры предлагали признать невозможность решения конфликта военным путем, провести прямые переговоры с Россией, восстановить социальные выплаты жителям оккупированных территорий и обратиться к ООН с просьбой о предоставлении миротворческого контингента. Судя по заявлениям российского МИДа, эти инициативы совпадают со взглядом Кремля на урегулирование конфликта. Все остальные фракции отказались поддерживать предложение «подельников Януковича» и «российских коллаборантов».
Реакция парламента отражает настроения в украинском обществе. Согласно недавнему опросу Киевского международного института социологии, как минимум каждый второй украинец считает войну за Донбасс оправданной, а лишь 10% не видят смысла в вооруженном противостоянии. В такой ситуации уступки украинских властей, которые бы предусматривали признание новой линии разграничения, отказ от курса на вступление в НАТО и ЕС или согласие на федерализацию Украины, были бы восприняты украинцами как предательство национальных интересов. Недаром среди украинских экспертов уже сейчас ширится убежденность, что мирные соглашения Меркель – Олланда могут стать «новым Мюнхеном», где на месте Чехословакии окажется Украина. И если украинцы убедятся в своих худших предположениях, штурм здания администрации президента на Банковой улице будет уже не потешным и сможет занять важное время в эфире не только российских, но и украинских телеканалов.