Джони Айв. Фото: Getty Images/Fotobank.ru

Журнал New Yorker составил подробный профиль одного из двух самых могущественных людей в самой дорогой компании мира. Старший вице-президент Apple по дизайну сэр Джонатан Айв – бывший регбист с застенчивыми манерами, обладатель ордена Британской империи, человек, под руководством которого был создан облик iMac, MacBook, iPod, iPhone и iPad, и креативная душа компании, как называют его коллеги. Полный текст объемной статьи можно найти в свежем номере New Yorker, а Slon выбрал из нее девять интересных, но малоизвестных фактов.

Айв не любит публичные выступления, даже если речь идет о представлении нового продукта, к которому он приложил руку. «Я скромный», – говорит он сам про себя; с его точки зрения, его история не стоит того, чтобы ее рассказывать. Тем не менее именно благодаря ему техника Apple стала такой, какой мы ее знаем; как говорил Стив Джобс, после него самого больше всего операционной власти в компании именно у главы дизайн-студии.

Были моменты, когда Айв подумывал оставить компанию. В 1997 году (третий подряд год, когда стоимость акций Apple держалась на рекордно низком уровне. – Slon) в прессе наперебой обсуждали, насколько плохо идут дела Apple, а влиятельный журнал Wired вышел с обложкой, на которой был логотип компании, обвитый терновым венком, и всего одно слово: «Молитесь». «Я помню, насколько это расстраивало», – рассказывает Айв, проработавший в Apple к тому моменту пять лет и только-только ставший старшим вице-президентом по промышленному дизайну. В июле 1997-го компанию вновь возглавил Стив Джобс, и дизайнер на первую встречу с новым боссом на всякий случай принес в кармане заявление об уходе. Джобс действительно сначала собирался взять нового главу промдизайна и уже присматривался к нескольким кандидатам (в частности, к Ричарду Сапперу из IBM), но в конце концов пришел к выводу, что имеющаяся команда дизайнеров стоила того, чтобы продолжить работу с ней. Так Айв остался в компании и впоследствии стал ближайшим соратником Джобса.

Компьютер iMac мог не появиться на свет: до того как Стив Джобс вернулся в Apple, работа дизайн-студии над девайсом такого типа «не представляла интереса для компании». Интерес появился мгновенно после прихода Джобса; iMac был выпущен в 1998 году.

Когда-то музыкант Боно в журнале Time дал такую характеристику дизайн-команды Apple: «Они любят своего босса, а он любит их. Похоже, конкурентам этого не понять: вы не можете заставить таких умных людей работать настолько тяжело ради одних только денег» (команда работает по 12 часов в сутки и не имеет права обсуждать работу с друзьями). Айв соглашается с этим и добавляет: за пятнадцать лет из студии ушли только два дизайнера, причем одному из них пришлось это сделать из-за проблем со здоровьем.

Один из проектов Айва во время его работы в дизайнерской компании Tangerine в Лондоне (1989–1992) представлял собой расческу для выравнивания кончиков волос. Она была оснащена маленьким уровнем, вроде строительного.

Однажды Айву довелось сидеть на какой-то вечеринке в Нью-Йорке рядом с Дж.Дж. Абрамсом, режиссером последних «Звездных войн» («Эпизод VII: Пробуждение силы»), которые выйдут на экраны в декабре этого года. Айв выдвинул «очень интересное» предложение о дизайне световых мечей, и Абрамс признался, что в фильме будут «отражены» эти мысли.

Стив Джобс и его главный дизайнер могли «часами и часами» обсуждать скругленные углы для продуктов Apple. Эту форму – две прямые линии, соединенные фрагментом круга, – предложил Джони Айв.

Первая модель носимых часов Apple Watch появилась через полтора месяца после старта проекта. За все время разработки девайса его форма практически не изменилась (и напоминает первые наручные часы Cartier Santos образца 1904 года), а вот на ремешке, который защелкивается на корпусе часов, Айв остановился только спустя год. В Apple Watch довольно долго собирались внедрить новую технологию – тачскрин, который по-разному понимает разное давление пальцем, – но в конце концов от этой идеи отказались в пользу колесика на правой стороне устройства. Если бы это колесико располагалось симметрично, это был бы совсем другой продукт, уверен Айв.

Продукты Apple, которые кто-то называл провальными, Айв таковыми не считает. «Можно сказать, что во всем, что мы делаем, мы частично не правы, потому что оно несовершенно, – говорит он. – Но все, что мы захотим, мы можем попробовать исправить. Разве это не фантастика?»