Серия игрушек под названием Beanie Babies

Серия игрушек под названием Beanie Babies

Уже хрестоматийная бизнес-история: в 1993 году компания Ty Inc. предпринимателя Тая Уорнера начала производство небольших мягких игрушек с наполнителем из пластиковых гранул-«бобов». Бренд получил название Beanie Babies и принес своему создателю миллиарды долларов. Плюшевые игрушки из первой серии – лягушка, утконос, кит, дельфин и лобстер – продавались за $5–7. Каждой было дано имя и каждой полагался отдельный стишок на этикетке.

Уже через два года после начала продаж Beanie Babies в США вокруг них сложилась настоящая потребительская лихорадка, они стали предметом культа. Каждая новая серия раскупалась за несколько часов, в магазинах появились листы ожидания. Фанаты создали целую сеть неофициальных источников информации об игрушках, появились десятки изданий и буклетов, посвященных этому бренду, проводились целые съезды, где игрушки можно было продать, купить или обменять. На вторичном рынке цены на одну игрушку выросли до $5000.

Про феномен Beanie Babies давно написано несколько книг, он в принципе объяснен. Тай Уорнер сначала привлек внимание аудитории инновационным подходом (наполнитель в виде пластиковых гранул вместо обычной синтетической ваты), а затем сформировал искусственный дефицит: распространял товар исключительно через десятки тысяч мелких ритейлеров, игнорируя крупные сети, и ограниченными партиями (36 экземпляров каждой игрушки для одного дилера в месяц; после появления на прилавках новых версий нереализованные игрушки изымались).

В результате сначала Beanie Babies оказались предметом коллекционирования, а потом стали восприниматься как ценные и доступные объекты инвестиций. Оценке инвестиционной привлекательности Beanie Babies был даже посвящен ежемесячный специализированный журнал Mary Beth's Bean Bag World, выходивший в Чикаго с 1997 по 2001 году тиражом 650 тысяч экземпляров. В конце 90-х бум по разным причинам стремительно сошел на нет, какие-то инвесторы в Beanie Babies смогли заработать, а некоторые остались ни с чем.

В феврале этого года вышла книга журналиста Зака Биссоннета «The Great Beanie Babies Bubble» – в ней автор не только погружается в историю почти двадцатилетней давности, но и, кажется, впервые рассматривает бум Beanie Babies как лучшую инструкцию для любого нового бизнеса. В одной из частей книги Биссоннет поговорил с преподавателями и исследователями бизнес-школ, которые нашли в истории Тая Уорнера универсальные уроки для предпринимателей.

Вот несколько важных выводов.