Несколько крупнейших авиакомпаний придумали способ для обхода закона, запрещающего хранить персональные данные за рубежом, создав сервис для хранения данных в России, сообщили «Коммерсанту» информированные источники.

По информации издания, обсуждение проходило в московском офисе IATA, участие принимали представители Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), «Аэрофлота», «Трансаэро», «Сибири», Emirates, SITA, Sabre, Amadeus и «Сирена-Трэвел».  Перевозчики озабочены тем, что с сентября начнет действовать закон, который, предположительно, запрещает пользоваться западными системами бронирования.

«Предложено коллективно найти технический способ первичного ввода персональной информации о российских пассажирах с ее последующей передачей за рубеж, что не запрещено законом», – пишет газета.

При этом на совещании пришли к выводу, что использование международных систем бронирования не будет противоречить закону о хранении персональных данных, поскольку не являются первичным собирателем информации. Создание российского сервиса для данных было предложено в качестве страховочного варианта.

Представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский в разговоре с «Ъ» подтвердил, что такой способ передачи данных не будет противоречить российскому законодательству. Он уточнил, что это будет действовать при условии, что за рубежом данные будут удаляться.

АЭВТ, объединяющая 19 ведущих авиакомпаний, также направила письмо уполномоченному при президенте по защите прав предпринимателей Борису Титову, где указала на проблемы, которые возникнут после вступления нового закона в силу. Утверждалось, что этом может привести в том числе к прекращению продаж билетов.

«В настоящее время обработка персональных данных пассажиров в целях бронирования и продажи воздушных перевозок в гражданской авиации осуществляется с использованием глобальных распределительных систем, таких как: Amadeus (Амадеус), Gabriel (Габриель), Sabre (Сейбр), Galileo (Галилео), позволяющих осуществлять продажу билетов на рейсы российских авиакомпаний в различных странах. В этой связи, выполнение требований, установленных Законом от 21 июля 2014 года № 242-ФЗ и в указанные им сроки, не представляется возможным, поскольку требует, как минимум, согласия провайдеров этих систем на их размещение в Российской Федерации», – говорилось в сообщении

Титов, как и неназванный представитель Министерства транспорта, согласились с доводами ассоциации. По мнению омбудсмена, в нынешнем виде закон неисполним, а его внедрение «приведет к непредсказуемым последствиям – изоляции страны и серьезным проблемам в международном взаимодействии в сфере авиации, интернет-торговли, туризма, банкинга и прочем». Титов добавил, что намерен обратиться в правительство с предложением изменить закон.