Участники Всероссийского молодежного форума «Селигер», на общем сборе.

Участники Всероссийского молодежного форума «Селигер», на общем сборе.

Фото: РИА Новости / Илья Питалев

Всероссийского молодежного форума «Селигер» больше не будет, Росмолодежь решила его больше никогда не проводить. Образцовая новость, которая когда-то могла стать сенсационной, но сильно запоздала и теперь выглядит только формальным закреплением давно свершившегося факта. Демонтаж нашистского проекта занял несколько лет. Федеральное агентство по делам молодежи давно лишилось своего прежнего статуса, стало меньше денег, изменились и стали менее амбициозными задачи, а на смену ветеранам «Наших» и «Идущих вместе», придумавшим и создавшим агентство, пришли невыразительные бюрократы нового поколения. Закрытие «Селигера» – только символическая веха, окончательное прощание с давно закончившейся историей.

Принято считать, что нашистский проект провалился, не оправдав вложенных в него денежных и прочих ресурсов. В декабре 2011 года, когда в Москве на улицы вышли противники Кремля, то есть случилось то, для противодействия чему весной 2005-го и создали «Наших», – оказалось, что митинговать против оппозиции и тем более драться с ней на улицах просто некому. Вместо многотысячных толп лоялистов и боевых охранительных отрядов обществу продемонстрировали каких-то перепуганных провинциальных школьников, бивших в барабаны на оцепленной Триумфальной площади (у оппозиционеров тогда считалось шиком отобрать у нашиста барабан и принести домой как трофей), и это выглядело крайне жалко, особенно на фоне анонсов «Зимнего Селигера» в Москве, который должен был стать итоговым смотром нашистского движения за много лет, но в конце концов не состоялся вообще.

Это была одна из важных сенсаций той протестной зимы – оказалось, что нашистов готовили впустую, ничего у них не получилось, оппозиция ждала, что на улицах ей будут противостоять прокремлевские активисты, а активисты куда-то делись. Куда и почему – простой ответ лежал на поверхности. В нашем государстве часто такое бывает, что выделяются на что-нибудь деньги и по всем бумагам реализуется проект, а на самом деле никакого проекта и нет, только очковтирательство, а деньги разворовываются. Наверное, и с «Нашими» произошло что-то подобное – пожалуй, эта версия провала «Наших» звучала тогда и звучит теперь чаще всего.

Это была одна из важных сенсаций той протестной зимы – оказалось, что нашистов готовили впустую, ничего у них не получилось

То есть, получается, шесть лет (если считать с 2005 по 2011-й) Кремль тратил свои ресурсы впустую и при этом ни разу не усомнился в том, что все делает правильно. Селигерский форум год от года становился все масштабнее и богаче, митинги нашистов в центре Москвы также были регулярны и многочисленны. Движение создавалось как кремлевский ответ на первый украинский Майдан, страховка от «оранжевого сценария» в Москве – тема, как мы не раз могли убедиться, крайне болезненная и важная для Кремля. Страх революции заставлял власть вкладываться в нашистов, но, судя по тому, что в момент массовых протестов никакие нашисты Кремлю не помогли, вложения оказались напрасными. То есть шесть лет Кремль на важнейшем для себя направлении крайне легкомысленно вкладывался непонятно во что – так сегодня выглядит самая распространенная версия по поводу нашистского движения. Кремль в этой версии выглядит довольно глупо. Настолько глупо, что даже странно – почему же он, такой глупый, не проиграл?