Опера Рихарда Вагнера «Тангейзер» в постановке Тимофея Кулябина на сцене Новосибирского государственного театра оперы и балета.

Опера Рихарда Вагнера «Тангейзер» в постановке Тимофея Кулябина на сцене Новосибирского государственного театра оперы и балета.

Фото: РИА Новости / Александр Кряжев

На фоне обострившегося конфликта вокруг новосибирского «Тангейзера» (да и на фоне всего остального, происходящего вокруг) рискует остаться незамеченным важный юбилей: десять лет назад, 23 марта 2005 года, в Большом театре состоялась премьера оперы Леонида Десятникова «Дети Розенталя», либретто которой принадлежало Владимиру Сорокину – сопровождавшаяся акциями молодежного движения «Идущие вместе» у стен Большого.

Акция протеста у здания Большого театра. Митингующие выступили против премьеры на сцене ГАБТа оперы «Дети Розенталя» на либретто Владимира Сорокина. Фото: ИТАР-ТАСС / Константин Постников

Юные прокремлевские активисты стояли в пикетах с плакатами «Не допустить премьеру калоеда» и раздавали листовки, в которых Сорокин был обозначен как «писатель-порнограф». Это была не первая антисорокинская акция «Идущих»: еще в июне 2002-го активисты бросали книги «порнографа» в гигантский картонный унитаз, но именно пикеты у Большого стали первым опытом конфликта окологосударственных активистов и большой (во всех смыслах) культурной институции – конфликтом, который вышел на общенациональный уровень, вплоть до обсуждений в телевизионных ток-шоу и разбирательств в Госдуме. И именно с этого момента можно вести историю организованных общественных кампаний против деятелей искусств (и примыкающих к ним медиа), новую русскую традицию оскорбленных чувств.