Фото: Влад Лоншаков

Утром 16 сентября сотрудники «Банка24» раз за разом обновляли сайт ЦБ, ожидая пресс-релиза. Худшие опасения оправдались в 9 часов по Москве: регулятор отозвал у банка лицензию за несоблюдение «антиотмывочного» закона.

«Целую минуту царила тишина, потом люди стали выходить в коридор, обнимались, многие плакали, – вспоминает директор по маркетингу Яна Ганник. – Через 15 минут мне поступило первое предложение о новой работе. Это было дико и странно: как кто-то может думать, что я уйду, брошу команду в такой момент?»

«Банк24» пал жертвой борьбы Эльвиры Набиуллиной за чистоту финансового сектора. В 2014 году лицензии лишились 68 учреждений (всего сейчас действует 766 банков). Но едва ли в списке ЦБ найдется второй игрок, к офису которого клиенты несли цветы, а в интернете более восьми тысяч человек подписали петицию, требуя вернуть лицензию «самому продвинутому банку».

Уже в декабре почти половина сотрудников – примерно 400 из 950 человек – перешли в финансовую корпорацию «Открытие», крупнейшую частную банковскую группу России. Для них в Екатеринбурге создали отдельный филиал, во главе поставили Бориса Дьяконова, топ-менеджера «Двадцатьчетверки». Новый проект называется «Точка», по сути, это реинкарнация «Банка24».

И это тоже уникально. Едва ли в банковской истории был случай, когда крупный федеральный банк приобретал команду небольшого регионального, лишившегося лицензии за сомнительные операции. Причем не только персонал, но и все внутреннее устройство.

Почему «Открытие» на это пошло? И, главное, зачем?

«Никто не думает, что в банке приятно и интересно проводить время»

Каждое утро в 9 часов сотрудники «Точки» собираются в офисе в центре Екатеринбурга, в комнате со странной табличкой «Скрамочная» на двери. Доска на стене расчерчена маркером на клетки. В каждой – стикеры с действием. По горизонтали – названия отделов, по вертикали – степень готовности: to do, in process, test, done. Представитель отдела рассказывает, что сделано за вчерашний день, и переклеивает стикеры. В «Точке» это называют скрамом (от английского scrum – метод управления проектами).

Фото: Влад Лоншаков

Собравшиеся больше похожи на хипстеров, чем на банковских клерков. Многие в джинсах, свитерах, спортивной обуви. Атмосфера и язык – неформальные: «Мы сделали, но поняли, что документы никто не заверяет, а это фигово», – директор по реализации бизнес-процессов Сергей Исаков передвигает стикер на клетку вперед, одновременно наклеивает две новые бумажки в раздел «to do».

«Точка» начала работать сразу после Нового года как филиал ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие» («ХМБ Открытие»), но весьма самостоятельный филиал. У него свой сайт, собственный интернет-банк, центр обслуживания клиентов. Организация работает только с юридическими лицами, в основном с малым и средним бизнесом. Не выдает кредиты, не привлекает депозиты, а занимается исключительно расчетно-кассовым обслуживанием. Отделений нет, клиент подает заявку на открытие счета, высылает документы в электронном виде, а сотрудник банка приезжает сам. Вносить и снимать деньги с расчетного счета (в установленных лимитах) можно в банкоматах «ХМБ Открытие», клиенты получают корпоративные пластиковые карты. Отсутствие отделений – идеология «Точки».

«Представим поликлинику: человек попадает туда, когда болен или нуждается в справке, – рассуждает Борис Дьяконов. – Аналогично с банком – никто не думает, что тут приятно и интересно проводить время, люди идут в силу необходимости». Избавив от этой необходимости, банк чуть-чуть упрощает жизнь клиента.

Как обойтись без отделений?