Фото: REUTERS

Представьте себе законодателей, которые принимают закон, а через неделю под саркастическое улюлюканье независимой прессы меняют его на более или менее противоположный. Нет, это не фракция «Единой России» в Государственной думе. Это контролируемый республиканцами законодательный орган штата Индиана в Америке, внезапно породивший один из самых крупных национальных скандалов последних лет.

Современное либеральное общество устроено противоречивым образом. С одной стороны, частная и предпринимательская свобода должна быть для него священной. С другой – защищая слабых от насилия и агрессии, это общество вводит политическую корректность, цензуру и ограничения. В идеальном мире хозяин конкретного бизнеса волен сам себе выбирать клиентов – на то она и свобода: с кем хочу, с тем и торгую, кого хочу, того и обслуживаю. Однако буквальное воплощение в жизнь этого принципа, как выясняется, чревато дискриминацией целых групп – по цвету кожи, полу, гендерным предпочтениям и так далее.

Вера vs. гендер

Закон, из-за которого на этот раз вся Америка встала на уши – Акт о защите религиозных свобод, – в первоначальном виде появился в 1993 году, после того, как двух коренных американцев (индейцев), обнаружив у них в крови мескалин, уволили с работы, а суд подтвердил, что увольнение было законным. Курить обладающий наркотическим эффектом кактус-пейотль – древнейшая религиозная традиция у североамериканских индейцев. В Америке привыкли блюсти религиозные свободы, и после этого случая на федеральном уровне, а затем и в 20 штатах появился закон, ограничивающий дискриминацию верующих за проявление их религиозных чувств.

Закон этот был, как говорят, «спящим», и никто особо не вспоминал бы о нем и впредь. Но проблема в том, что защита одних убеждений иногда оборачивается дискриминацией прав других – что и стало очевидно в середине нулевых, когда американское общество поменяло отношение к гей-бракам, борьба с ущемлением прав ЛГБТ-сообществ превратилась в национальную кампанию и американские штаты один за другим стали принимать законы, защищающие права – на этот раз – сексуальных меньшинств.

То там то здесь начало искрить. В Нью-Мексико гомосексуальная пара подала в суд на студию фотографии, владельцы которой, ссылаясь на закон о религиозных свободах, отказались работать на их гражданском бракосочетании, и выиграла. В штате Вашингтон цветочница тоже отказалась обслуживать гомосексуальную свадьбу и до сих пор отстаивает – пока безуспешно – это свое право в суде. Как показала практика, принятые при Клинтоне законы сами по себе не дают бизнесу дополнительных оснований не обслуживать тех или иных клиентов – они поддерживают религиозных американцев лишь тогда, когда на их права, чувства и интересы покушается государство.

В середине 1920-х каждый третий житель штата Индиана был членом ку-клукс-клана

В центр скандала вокруг закона, принятого в Индиане, попала пиццерия, решительно и упорно настаивающая на том, что ни за что не будет печь пиццы для однополых свадеб. Чувства верующих (как мы уже и сами слишком хорошо выучили в России) – штука неосязаемая, пойди их проверь, и разобрать, где они используются как формальное прикрытие для проявления нетерпимости и агрессии, не так просто. Владельцы пиццерии, отстаивающие свое религиозное право на гомофобию, многим показались подозрительными: где вы вообще пиццу на свадьбе видели? где выстроившаяся за ней очередь только что обручившихся геев и лесбиянок?

Гомофобия. Russian edition

Не далее как год назад губернатор Индианы Майк Пенс вместе со своими соратниками-республиканцами поддержал конституционную поправку, запрещающую гей-браки.