Гудлак Джонатан и Мухаммаду Бухари

Гудлак Джонатан и Мухаммаду Бухари

Фото: AP / TASS

В Нигерии случилось то, чего никогда еще не было в России. Президент страны проиграл на выборах, признал собственное поражение и отказался от власти.

Как такое возможно? О Нигерии мы знаем разве что то, что ее иногда сравнивают с Россией – особенно когда хотят Россию унизить. Вон, к примеру, основатель Google Сергей Брин всячески открещивается от собственной фразы «Россия – это Нигерия в снегах», говорит, что, если и сказал такое журналисту, то лишь потому что выпил. Как страна, которая знаменита тем, что там много нефти и чудовищная коррупция, могла оказаться настолько стабильнее и демократичнее России? Ведь как ни крути, если глава государства добровольно отказывается от кресла, а не вцепляется в него зубами, значит, он уверен в будущем: своем и страны. Значит, он не считает, что нет жизни после власти. Значит, существует зрелое гражданское общество, социальные институты. Словом, на самом деле существует все то, в чем мы привыкли отказывать Нигерии, что привыкли приписывать себе.

Но что же на деле. Никогда действующий глава государства не проигрывал выборы. Михаил Горбачев отдал власть только потому, что у него не было иного выбора, более того – утратил ее вместе со страной. Борис Ельцин, Владимир Путин и Дмитрий Медведев уступали президентство в результате закулисных договоренностей, а не после честных выборов.