Когда-то много лет назад я был инвестиционным банкиром. Затем я руководил интернет-бизнесами, создавал интернет-стартапы, конструировал механизмы господдержки инноваций. И всюду мне приходилось составлять финансовые модели новых проектов с нуля. Финансовые модели я не составлял только на двух этапах своей жизни: когда был деловым журналистом и когда учил студентов Физтеха. Зато в эти периоды жизни я научился писать о том, что знаю сам, и преподавать финансовое моделирование тем, кто о нем знает самую малость. Этот курс – результат всех трех частей моей жизни. Успешного изучения!
Вряд ли есть хоть один стартап, чьи основатели не слышали от инвесторов просьбу показать финансовую модель. Чаще всего в этой ситуации начинает разыгрываться сценарий, когда основатели стартапа удивленно хлопают глазами, а инвесторы начинают бросаться терминами и аббревиатурами на загадочном птичьем языке: «дисиэф», «айарар», «кэшфлоу», «проформы», «брейкивен», – и степень растерянности с одной стороны растет с той же скоростью, как и степень снисходительности с другой. Раздавив несчастных предпринимателей бездной своих эзотерических познаний, инвесторы начинают сбивать цену.
Две тайны, которые инвесторы очень не любят выдавать (при условии, что они сами их знают, а это далеко не все инвесторы, а только самые профессиональные и умные), состоят в следующем. Во-первых, сделать финансовую модель способен не только выпускник первоклассной бизнес-школы (где к тому же этому часто и не учат), а кто угодно, хорошо освоивший математику в школе и способный мыслить системно и дисциплинированно. Во-вторых, финансовая модель стартапа не имеет совершенно никакой прямой инвестиционной ценности.