Фото: REUTERS / Christian Hartmann
Франция – страна революций, но в ней есть правила, установленные на века, и порядки, которые нельзя трогать. Что бы ни происходило вокруг, обедать и ужинать француз будет по расписанию, а магазины не будут работать в воскресенье – одинаково святой день и для католиков-интегристов, и для крайне левых профсоюзных активистов. Французы привыкли, что государство активно участвует в экономике. По данным ОЭСР, Франция – вторая европейская страна по уровню социальных расходов после Финляндии (57% ВВП в 2014 году).
С темпами роста 0,4% ВВП в прошлом году и внешним долгом в объеме 2 трлн евро французская экономика, самая мощная в Еврозоне после немецкой, вошла в стагнацию, и французскому правительству уже не оставалось ничего другого, как задуматься о реформах. Умирать (или, наоборот, в данном случае воскресать) – так с музыкой. Если экономическую либерализацию во Франции действительно сложно себе представить, то ее проведение было поручено 37-летнему красавцу миллионеру, великолепному пианисту, любителю оперы, философу по образованию, по предыдущей профессии инвестбанкиру, а ныне – либеральному министру экономики в левом, социалистическом кабинете министров Франции, Эммануэлю Макрону.
Как сказал однажды бывший президент Жак Ширак, Франция не та страна, которую можно «подгонять»
В феврале премьер-министр Мануэль Вальс впервые поднялся на трибуну Национального собрания с так называемым «законом Макрона», который покушался на святая святых французского жизненного уклада – нерабочее воскресенье.
Священное воскресенье
Что касается рабочих воскресений, то Макрон предлагает увеличить их количество с нынешних пяти (и то если разрешит мэр города) до двенадцати. А в так называемых особых «международных туристических зонах» (Ницца, Канн, Довиль, часть Парижа) вообще снять ограничения на работу по воскресеньям и даже разрешить магазинам работать до полуночи. Еще в конце января, когда законопроект поступил в парламент, тысячи французов – работники магазинов, банков и судов – вышли в Париже на демонстрацию протеста, откликнувшись на призывы местных профсоюзных организаций. «Нам не хватает денег, чтобы купить еду или одежду с понедельника по пятницу, и я не понимаю, почему они должны появиться у нас в субботу или воскресенье», – заявил тогда глава крупнейшего профсоюза Франции Всеобщая конфедерация труда Филипп Мартинез.
На самом деле «закон Макрона» касается не только работы по воскресеньям – он содержит более 250 статей, полное содержание которых неизвестно широкой публике, и является одним из самых эклектичных законопроектов за всю историю 5-й Республики.