Самый северный памятник Ленину в городе Пирамида.

Самый северный памятник Ленину в городе Пирамида.

ИТАР-ТАСС / PHOTAS / Martti Kainulainen

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин вызвал бурю возмущения в Норвегии тем, что совершил незапланированный визит на Шпицберген. По мнению руководства скандинавской страны, находящийся под санкциями политик не мог просто так приехать на архипелаг. Однако в реальности за возмущением норвежских властей стоит нечто большее: визит вице-премьера напоминает о российском присутствии на острове. Тем более что статус Шпицбергена не так ясен, как кажется на первый взгляд.

Рогозин,возглавляющий Государственную комиссию по вопросам развития Арктики, прибыл на Шпицберген 18 апреля, а на следующий день принял участие в открытии арктической дрейфующей станции «Северный полюс – 2015». Сразу после визита вице-премьера российский посол был вызван в норвежский МИД, где от него потребовали объяснений по поводу поездки на Шпицберген.

Официальную позицию РФ объяснил МИД. Как говорится в заявлении официального представителя российского МИДа Александра Лукашевича, статьей 3 Договора о Шпицбергене 1920 года предусмотрен свободный доступ на архипелаг граждан государств – участников договора. «Указанные односторонние санкции никак не отменяют это положение договора и в данном случае нерелевантны», – сказано в документе. При этом, по данным российского МИДа, в аэропорту Лонгйира в норвежской части острова, вице-премьер сделал всего лишь техническую остановку: оттуда взлетал российский самолет, чтобы доставить участников экспедиции на льдину. «Использование архипелага для поездки на «Северный полюс – 2015» было обусловлено причинами сугубо логистического порядка и требованиями авиационной безопасности в высоких широтах», – объяснили в МИДе. В ответ в Осло заявили, что намерены распространить действие антироссийских санкций и на территорию Шпицбергена, что вносит еще больше путаницы в вопрос о статусе архипелага и наличии на его территории российских поселений.

Поморы против викингов

Шпицберген условно делится на две части: русскую и норвежскую. Из одной в другую можно добраться на одном из многочисленных туристических кораблей. Первое, о чем по-английски предупреждает норвежский экскурсовод иностранных туристов, ступающих на русскую землю: «Вам сейчас будут рассказывать, что архипелаг открыли поморы, не верьте ни единому слову». Российский экскурсовод первым делом говорит, что архипелаг открыли поморы, – иностранные туристы кивают и скептически улыбаются в ответ.

Поселок Лонгйир, норвежская часть архипелага Шпицберген. Фото: Станислав Красильников / ТАСС