Фото: Loungepark / Fotobank.ru
Все, что происходит сейчас с Россией, безумно интересно. Мы наблюдаем развитие общественного сознания: борьбу идей (традиционные ценности против европейских), самоорганизацию граждан в группы по убеждениям (Координационный совет оппозиции) и интересам (казаки, байкеры, «Единая Россия»). Это все наше, растет на российской почве. У нас своя судьба, особый менталитет и история, мы скифы с раскосыми очами, других таких нет. Но вместе с тем мы – часть природы и следуем ее законам. Любое общество, хоть и не сводится к карикатурному пелевинскому оранусу, все же обычно ведет себя проще, чем отдельная сознательная личность, и поэтому многое в нем может быть понято с помощью законов природы и простых моделей.
Как поведение общества может быть простым? Разве все не усложняется с ростом общей суммы интеллекта? И да и нет. Прямолинейному моделированию поддается лишь коллективное поведение – спонтанные реакции больших групп людей, но не действия по плану и расчету. Спонтанное коллективное поведение не блещет многообразием. Отчасти так происходит из-за того, что движущей силой массовых действий являются «основные инстинкты»:страх, злость, негодование, – хотя можно назвать и противоположные примеры, такие как радостное возбуждение от победы любимой команды. В социологии вопросы, связанные с коллективным поведением, традиционно считаются сложными. Однако теоретические исследования последних лет показали, что динамика больших групп имеет одни и те же свойства в системах совершенно различной природы, что дает нам ключи к ее пониманию. Коллективы ведут себя похоже независимо от природы их участников или взаимодействий.
Эффект толпы как закон гидродинамики
Чтобы понять, куда пропадает разумность в коллективном поведении, нужно проанализировать механизмы его обезличивания. К обезличиванию приводит, например, взаимная компенсация индивидуальных устремлений и порывов. Так, в большой группе гуляющих случайных людей (на городской площади, например), как правило, найдутся желающие идти влево или вправо, назад и вперед, ускориться или притормозить. Толпа будет перемешиваться, но в целом не будет двигаться никуда. Из-за отсутствия предпочтительных направлений движения коллективная скорость (скорость центра масс или сумма индивидуальных векторов скорости) в среднем равна нулю, хотя может в каждый отдельный момент принимать определенное направление.
При наличии сильного конформизма и узости восприятия общество со временем скатывается в состояние двух подгрупп с противоположными взглядами
При наличии же у членов группы общего желания картина меняется. В этом случае разделяемые членами группы устремления не гасят друг друга, а складываются. Если у всех присутствует желание двигаться к выходу с площади или к сцене, туда толпа и потечет. Центр массы группы придет в устойчивое направленное движение. Индивидуальная воля присутствует и здесь на локальном уровне, но все, что не согласуется с доминирующим направлением, в результате не влияет на коллективные свойства. Такое сглаживание и нейтрализация «шума» (случайных локальных колебаний) – явление чрезвычайно общее и наблюдается даже в неживой природе. Скажем, ветер ощущается как направленное движение воздуха с определенной скоростью, хотя отдельные молекулы подчас движутся поперек потока и даже в противоположном направлении. Предсказать, как поведет себя каждая конкретная частица, сложно, зато движение центра масс большой группы можно предсказать с большой точностью. В некотором смысле к течению жидкостей, людской толпы или стай саранчи применимы одни и те же законы гидродинамики.
Как и когда происходит выделение общих идей внутри группы?