За последнее время праздник 9 Мая обогатился новыми традициями, и это не только георгиевская ленточка. Каждый год оказывается, что на предпраздничном плакате в городе X напечатали изображение каких-нибудь не тех солдат, школьницы города Y неподобающим образом сфотографировались на фоне памятника, а в магазинах города Z георгиевскую ленточку повязали на бутылку водки или вовсе на что-то непотребное (и все это вызвало скандал в соцсетях). Не отстает и нынешняя весна: до праздника еще две недели, а план по скандалам, связанным с победной символикой, выполнен на годы вперед, во всем своем трагикомическом разнообразии – от 15 суток для новороссийских девушек, станцевавших на фоне мемориала «Малая Земля», до изъятия из московских магазинов книги Арта Шпигельмана «Маус» (фрагмент использован в качестве иллюстрации к статье), великого антифашистского комикса, провинившегося свастикой на обложке, и нет сомнений, что это еще не финал истории.
У традиции предпраздничных нарушений и наказаний есть уже сформировавшийся обрядовый цикл: завидев новость об очередном запрете или изъятии, проницательный блогер немедленно находит пример точно такой же акции (плаката, книги), которую никто и не думал запрещать. Вот посмотрите, на Поклонной горе всю зиму на фоне памятника танцевали, а из георгиевских ленточек шлепанцы сделали, а в магазинах продается книга «Товарищ Гитлер» и еще сто тыщ томов со свастикой (и главное, одобряющих эту свастику) – и хоть бы хны. И, следуя логике, по которой снимают с полок «Мауса», стоило бы сразу запретить «Семнадцать мгновений весны», и «Список Шиндлера», и вообще любые фильмы про войну (потому что в них фашистов показывают). А бороться с игрушечными солдатиками и девичьими танцами не менее абсурдно, чем в приказном порядке клеить плакаты с ветеранами на каждый пивной ларек. И так далее, и так далее.
В этот традиционный обрядовый цикл входит и текст, который вы сейчас читаете, – следующим шагом, вслед за запретами и возмущениями по поводу запретов, должно идти осмысление происходящего, и ход возмущающейся мысли тоже вполне привычен: праздник Победы из дня скорби и памяти все больше превращается в какую-то разудалую показуху; всех этих запретителей не волнует, в каких условиях живут ветераны, зато страшно заботит, под каким углом повязана на плакате георгиевская ленточка, в сегодняшней России принято бороться с символами и не обращать внимания на смысл.