Бывший президент США Билл Клинтон и его жена, сенатор Хиллари Клинтон, президент США Джордж Буш и первая леди Лора. 7 февраля 2006 г.

Бывший президент США Билл Клинтон и его жена, сенатор Хиллари Клинтон, президент США Джордж Буш и первая леди Лора. 7 февраля 2006 г.

Фото: REUTERS / Ric Feld

Журнал Economist обычно не отличается критикой американской политической системы. Будучи правоцентристским изданием, поддерживающим низкие налоги, слабое государственное регулирование и внешнюю политику, которая демонстрировала бы силу (все помнят, как в 2003 году журнал высказывался за войну в Ираке), они обычно согласны с генеральной линией политики США. Редакция периодически корит отдельных чересчур левых или правых персонажей – социалиста Берни Сандерса или республиканца-либертарианца Рона Пола, но с громким осуждением не выступает практически никогда.

Тем не менее в недавней каверстори о непотопляемости политических династий даже Economist вынужден был признать, что в очередной президентской гонке Буш – Клинтон есть что-то неприглядное. «Клинтон или Буш участвовали в семи из девяти последних кампаний. Соперничество Хиллари и Джеба, может быть, грешит против равных возможностей, но точно не против законов статистики», – саркастически отмечает статья.

Как же получилось, что в такой стране, как Америка, где происходят гигантские экономические и демографические сдвиги, несколько семейств упорно держатся на вершине политической системы? На каком основании?

Траты на кампанию 2012 года приблизились к $2 млрд – это гигантская сумма по сравнению со стоимостью выборов в любой другой развитой демократии

У меня есть кое-какие мысли на этот счет, но сначала необходимо оговориться. Безусловно, любое объяснение президентской гегемонии Бушей/Клинтонов оказывается поспешным и неточным. В 2008 году на праймериз Демократической партии казалось, что Хиллари Клинтон наверняка выиграет, но судьба и один сенатор из Иллинойса решили иначе. Есть вероятность, что и в 2016 году в выдвижении или на выборах в конце концов выиграет кто-то вроде Марко Рубио, а значит, все выкладки, которые сейчас последуют, будут выглядеть смехотворно.

Но опросы общественного мнения показывают, что Клинтон и Буш – самые вероятные кандидаты от своих партий. Поэтому можно предположить, что следующим президентом станет кто-то из этих двоих.

Так как же кланы Бушей и Клинтонов удержали свои позиции?