Фото: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ
Ожидания сильного спада в экономике не оправдались, но рецессия идет шаг за шагом. Новый кризис более медленный, но длительный. Этому не верят: судя по опросам, население уже вздохнуло с облегчением, ведь обвала в 2015 году не случилось. И власти упорно твердят, что пик кризиса уже пройден, рубль укрепляется, нужно немного потерпеть, пока цены на нефть пойдут вверх и все постепенно наладится. Прогнозы цен на нефть оставим специалистам и гадалкам, а вот динамика социально-экономического развития пока не оправдывает надежды властей и населения, если судить по последним региональным данным Росстата.
Промышленность, строительство и инвестиции: везде спад
Динамика промышленности, после слабого роста в январе, в феврале и марте была отрицательной, хотя в марте спад замедлился (-1,6% и -0,6% соответственно). Промышленное производство снизилось в 37 регионах, в том числе в 12 – на 10-30% к марту предыдущего года. Из крупных промышленных регионов в самом тяжелом положении Московская область (-30%), Хабаровский край, Калининградская и Калужская области с проблемами автопрома (-11-13%). Российские власти пытаются стимулировать импортозамещение, но пока не получается: спад в обрабатывающих отраслях за январь-март был сильнее, чем в целом по промышленности (-1,6 и -0,4% соответственно), и охватил 48 региона. Особенно сильно упала обрабатывающая промышленность в той же Московской области (-25%), в двух федеральных городах (-10-17%), в Тверской и Курганской областях, республике Мордовия (-11-14%).
За январь-февраль 2015 года уже израсходовано 38,5% оборонного бюджета. А за счет чего будет финансироваться вторая половина года?
Какие регионы пока не затронул промышленный кризис? Значительные темпы роста сохранили нефтегазодобывающие (Сахалин, ЯНАО, Астраханская область) и другие экспортные регионы, которым девальвация помогла снизить издержки, а также регионы с высокой долей отраслей ВПК, щедро финансируемых из бюджета (республики Марий Эл и Удмуртия, Брянская, Владимирская, Кировская, Тульская области), или те, кто упал в начале 2014 года, а в 2015-м смог восстановиться (Ульяновская, Ярославская области). Для экспортных регионов перспективы более устойчивы, а для работающих на оборону будущее зависит от состояния федерального бюджета. Его доходы в 2015 году сократились, поэтому маневр финансовыми ресурсами в пользу оборонки был сделан за счет снижения социальных расходов. Оборонные расходы не только выросли, но и форсируются: за январь-февраль 2015-го уже израсходовано 38,5% от запланированных на год средств федерального бюджета на эти цели. А за счет чего будет финансироваться вторая половина года?
Динамика инвестиций за январь-февраль 2015 года (данные по крупным и средним предприятиям и организациям) значительно хуже: спад на 10%, он ускорился в четыре раза по сравнению с прошлым годом и охватил 57 регионов, в том числе все регионы Приволжского и Сибирского ФО, кроме Тывы, почти все регионы Юга, половину регионов Центра и Дальнего Востока. Это означает, что импортозамещение вряд ли получится, без инвестиций оно невозможно, и новых рабочих мест будет меньше. Региональная динамика за два месяца недостаточно репрезентативна, но если дополнить ее динамикой за 2014 год, то видны регионы устойчивого инвестиционного спада, их больше в Сибири, Поволжье и Центре. На Дальнем Востоке, если считать в целом, инвестиции сокращаются третий год подряд.
Для расширения связей со странами Азии нужно создавать инфраструктуру, много строить, а не только рассказывать об этом по телевизору.
Спад строительства в марте также ускорился, а в целом за январь-март объемы строительства сократились на 4,7% по сравнению с тем же периодом 2014 года. Самым сильным спадом отличались Дальний Восток (-22%) и Урал (-19%), Северо-Запад и Южный федеральный округ (-10-11%), хотя на юге он отчасти связан с завершением олимпийского строительства. Только на Северном Кавказе все хорошо (+5%), но объемы строительства, как и инвестиций, там малы (2-3% от общероссийских). Динамика строительства наряду с инвестициями показывает, реализуется ли заявленный поворот России на восток. Для расширения связей со странами Азии нужно создавать инфраструктуру, много строить, а не только рассказывать об этом по телевизору.