Фото: REUTERS / Patrick T. Fallon
В конце прошлой недели Илон Маск не показал очередной автомобиль, зато представил новый проект своей компании – аккумуляторную систему Tesla Energy, предназначенную как для домохозяйств, так и для предприятий. Относительно компактные (130х86х18 сантиметров) батареи для частных лиц называются Powerwall и представлены в двух версиях – дневного и недельного цикла: они будут стоить $3000 и $3500, их емкость составляет семь киловатт-часов и десять киловатт-часов соответственно. Аккумуляторы заряжаются от солнца или электрической сети и позволят сделать дом полностью автономным в плане энергоснабжения при отключении электричества. Предполагается, что полностью заряженная батарея сможет обеспечить дом электричеством в среднем на 3-5 часов.
Следующий этап после того, как будет решена проблема домашней экономии электроэнергии, – водоснабжение. Любимая Маском Калифорния уже давно стала одним из мировых лидеров по числу инновационных проектов в этой области
Батареи для бизнеса – Powerpack – более массивны. Это системы из блоков аккумуляторов емкостью 100 киловатт-часов и выше. Они понадобятся крупным компаниям, желающим оптимизировать энергопотребление. Система уже тестируется в Walmart и Cargill.
Домашние батареи – на первый взгляд, неожиданная новинка от Илона Маска. Да, известный предприниматель собирается построить самый большой в мире завод по выпуску литиевых батарей стоимостью $5 млрд. Но изначально этот проект считался исключительно автомобильным, его связывали с планами Tesla Motors начать выпуск более массовых и доступных машин (ценой менее $40 тысяч). Кроме того, Маск в последние годы известен масштабными производственными и наукоемкими проектами, связанными с автомобилестроением, космосом и транспортом; домохозяйства не входили в сферу его интересов.
Однако по последним интервью Маска (например, по беседе с астрофизиком Нилом Деграссом Тайсоном) понятно, что амбиции предпринимателя не только космического масштаба: Tesla может стать инфраструктурной компанией нового типа, поставляющей эффективные и экологичные решения для самых разных бытовых нужд. Маск не говорит о своих планах прямо, утверждая, что сейчас ему важно сконцентрироваться на текущих проектах. Но примеры, которые он приводит, показывают, что автотранспортом и домашней энергетикой дело может не ограничиться.
Tesla и электричество
Tesla, конечно, не первая компания, вышедшая на рынок домашних батарей. Проблема существующих решений, по мнению Маска, заключается в том, что они «дорогие, ненадежные и плохие во всех отношениях». Цель предпринимателя состоит скорее в том, чтобы популяризовать саму практику использования домашних энергетических аккумуляторов, предложив их рынку по максимально низкой цене.
Но даже текущая цена $3000–$3500 не позволяет Powerwall стать массовым продуктом. В дальнейшем Маск надеется существенно снизить стоимость устройства (приблизительно на 30%), когда будет завершено строительство нового завода Tesla в Неваде. Пока же, по прогнозам, новыми батареями заинтересуются прежде всего те семьи и компании, на крышах домов которых установлены солнечные батареи. По оценкам самого Маска, только в Калифорнии как минимум 300 частных домов пользуются солнечными системами SolarCity – другого проекта предпринимателя. Это не считая коммерческих предприятий и домохозяйств, которые оснащены системами солнечных батарей от других производителей.
Все это идеально вписывается в экологическую концепцию предпринимателя: например, «умные» мусорные баки Tesla прекрасно смотрелись бы в гаражах, где стоят одноименные электрокары.
В Tesla рассчитывают и на обратный эффект: удобный инструмент накопления энергии повысит спрос на солнечные батареи. Солнечные панели выгодны потребителю в дневное время, но потребность в электричестве днем меньше, чем вечером, потому спрос на устройства был всегда ограничен. Батареи, представленные Маском, позволяют накапливать дешевую энергию днем, а использовать ее в любое время суток.
И, конечно, еще один вариант использования аккумулятора – включать его в то время суток, когда электроэнергия наиболее дорогая (в некоторых регионах в разное время цена на электричество отличается).
Главное тут – маркетинг и работа с ценой. И если с первым у Tesla традиционно все будет хорошо (Маску предстоит показать, что Powerwall действительно помогает сэкономить), то в ценовой политике у компании пока связаны руки: проект сейчас рассчитан на минимальную рентабельность.