Рабочий в литейном цехе научно-производственной корпорации "Уралвагонзавод".

Рабочий в литейном цехе научно-производственной корпорации "Уралвагонзавод".

Фото: Евгений Курсков / ТАСС

«Альфа-банк» требует с Уралвагонзавода долг и намерен подать иск о банкротстве. Уралвагонзавод в ответ называет этот шаг «вероломным нападением без предупреждения». Таких споров в России тысячи, но именно этот случай выходит за рамки простого конфликта между кредитором и заемщиком: это конфликт двух несовместимых логических конструкций, и примирение между ними неизбежно обойдется в миллиарды народных рублей. Но если капиталиста можно заставить стать патриотом (пойти навстречу заемщику), то вот превратить патриота в хорошего капиталиста (построить эффективное производство) – вряд ли.

Кризис – время неплатежей по долгам, пресса сегодня полна историй о препирательствах между кредиторами и заемщиками, и в каждой из этих историй воспроизводится примерно один и тот же набор аргументов. Банк обвиняет должника в том, что он выводит активы, занижает прибыль, неэффективно развивает производство и вообще финансово неграмотен и не готов прилагать усилия для обслуживания долга, – и все это со ссылкой на политические связи, неблагоприятный рынок, неправильных потребителей или бог знает что еще. Заемщик заводит свою песню – про нежелание банка идти на реструктуризацию, планы рейдерского захвата, непонимание маркетинговых стратегий, жадность и стремление забрать долги ценой разорения эффективного и социально значимого производства. Конфликт абсолютно традиционный и даже рутинный.

В чем ценность УВЗ? В понимании Путина это и есть настоящий народ. Но и «Альфа-банк» тоже не просто банк

УВЗ с «Альфой» как будто не исключение. «Дочка» УВЗ, «ЧТЗ-Уралтрак», допустила просрочку. Банк потребовал полностью погасить долг, УВЗ выступал поручителем. «ЧТЗ-Уралтрак» просрочку погасил, а денег на полный возврат долга нет. И проблема, как это водится, далеко не просто финансовая: продукция завода неконкурентоспособна, оборудование устарело. Банкротства требуют и подрядчики, а рабочие бастуют из-за невыплаченных долгов по зарплате. Для банка, который действует исключительно рационально, вопрос тут один: с чего завод будет платить долг, если его стратегия развития зашла в тупик и у него нет будущего? Завод делает тракторы, которые хуже западных и дороже китайских. Ниша сузилась. Нужны средства на модернизацию, у правительства просят госгарантий по кредитам, решения пока нет. Все как у всех. Но не совсем.