На конференции Google I/O.

На конференции Google I/O.

REUTERS / Robert Galbraith

В конце мая в Сан-Франциско прошла ежегодная конференция для разработчиков Google I/O. Компания анонсировала на ней несколько новых продуктов и продуктовых обновлений – от мобильной операционной системы Android M и ОС для интернета вещей Brillo до платежной системы Android Pay. За всю историю IT-гиганта на похожих мероприятиях были представлены – с помпой или по-деловому скромно – десятки сервисов. И далеко не все из них в итоге ждал успех, многие со временем были заброшены или свернуты. Slon вспомнил три ныне закрытых проекта Google и попытался разобраться, как корпорации раз за разом удавалось конвертировать их неудачу в успех.

Google Video

Как работал первый видеохостинг от Google?

Бета-версия видеосервиса Google Video была запущена в начале 2005 года. В первое время он позволял лишь находить в поисковике ссылки на те или иные программы американского телевидения и отдельные кадры из них, но не просматривать сами записи. Позже пользователям разрешили загружать собственные ролики. Летом 2005-го, в рамках обновления сервиса, компания представила плагин-плеер Google Video Viewer. Он работал на базе кода популярного медиаплеера VLC и давал возможность проигрывать контент непосредственно в браузере. Чтобы посмотреть ролик, больше не нужно было покидать страницу поисковика. Для работы с загруженным видео в Google придумали собственный видеоформат – записи на хостинге получали расширение .gvi (Google Video File) или .gvp (Google Video Pointer).

Почему не получилось?

За следующие полгода Google Video удалось собрать внушительную коллекцию разнообразного видеоконтента. Однако к началу 2006 года сервис получал от СМИ в основном негативные рецензии. The New York Times указывала на хаотичность и неупорядоченность раздела, в котором записи телепрограмм соседствовали с любительскими роликами и зачастую терялись на их фоне. Обозреватель интернет-издания CNET отмечал полную анархию в том, что касалось качества картинки. Та же The New York Times в качестве альтернативы видеоразделу приводила недавно появившийся сайт YouTube.com. Первый ролик на этом ресурсе выложили незадолго до запуска Google Video Viewer. За короткое время YouTube вышел на фантастические для того времени показатели: более 65 тысяч загружаемых видео и более 100 млн просмотров в день, и в ноябре 2006 года Google закрыла сделку по покупке стремительно набравшего популярность сервиса. Сумма сделки составила около $1,65 млрд

Как поглощение YouTube cделало видеораздел Google успешным?

Проект Google Video как отдельный видеохостинг умирал еще долго. За несколько лет он был преобразован в Google Videos – поисковик по видео, размещенным на сторонних интернет-ресурсах. Оставшиеся в разделе записи перенесли туда, где им было место, на YouTube. В своем первоначальном виде раздел можно назвать провалившейся задумкой. Он безоговорочно проиграл соперничество YouTube. С другой стороны, переосмыслив после сделки основную задачу сервиса, Google удалось создать на его основе полноценную часть своей поисковой экосистемы, которая существует до сих пор.

Google Wave

Как работал «убийца email» от Google?

Сервис Google Wave был представлен на конференции Google I/O в 2009 году. Вместо того чтобы вести бесконечную переписку по электронной почте, где каждое письмо являлось отдельным объектом в ящике, разработчики Wave предложили выстроить диалоги в Сети вокруг так называемых волн, представляющих собой нечто среднее между чатом и имейл-тредом.