REUTERS / Luke MacGregor
О том, что банки будут все чаще взаимодействовать с операторами мобильной связи (а когда-нибудь и объединятся с ними), говорят давно. В последние два года, например, между ними налаживается активный информационный обмен: в США и Европе операторы постепенно начинают продавать финансовым организациям результаты так называемого мобильного скоринга – основанной на Big Data аналитической оценки потенциальных заемщиков. Пилотный проект по оценке заемщиков готовят и российские операторы – «Билайн» и МТС. По данным «Коммерсанта», в нем участвуют около 20 банков: им телекоммуникационные компании уже продают так называемый скоринг-балл, который сформирован на основании данных о потребительском поведении клиента.
«Билайн» и МТС подробности проекта пока не раскрывают, но западная практика мобильного скоринга позволяет понять, как это будет работать. Не узнают ли банки о нас лишнего?
Насколько это законно?
Закон «О персональных данных» запрещает операторам передавать какую-либо информацию третьим лицам без решения суда. Однако в случае с мобильным скорингом определить границу между технической и персональной информацией практически невозможно.
Формально речь будет идти о передаче третьим лицам одного числа – скорингового балла, привязанного к идентификационному номеру абонента. Дальше банк сможет использовать его как коэффициент при оценке потенциального заемщика.
При этом по закону пользователь должен давать согласие на обработку персональных данных (то есть и на тот процесс, который отвечает за формирование скоринг-балла), но этот пункт и так указывается при оформлении договора на предоставление услуг у основных сотовых операторов. По сути, свое согласие на обработку персональных данных, подключившись к сети одного из провайдеров, мы уже дали.
Как это работает в других странах?
Опыт мобильного скоринга есть уже у европейских и американских операторов. Например, Telefonica поставляет переработанные данные с анализом профилей пользователей не только банкам, но и крупным ритейлерам. А AT&T предлагает услугу мобильного скоринга любым коммерческим компаниям.
Как и планируется в случае с российским пилотным проектом, клиенты операторов получают скоринговый балл, привязанный к конкретному абоненту, без какой-либо конкретизированной информации. Балл генерируется в результате обработки математических моделей и основан на множестве данных. Поскольку американские операторы обязаны публиковать параметры, необходимые для генерации скорингового балла, можно понять, что именно интересует банки. Всего учитывается больше 50 разных параметров, но десять из них определяют конечный балл на 50%. Вот какие параметры мобильного пользователя больше всего говорят о нем как о потенциальном заемщике.